Полароиды Андрея Тарковского — режиссера-диссидента
1
895
просмотров
Знаменитая камера «Полароид», мгновенно выпускающая фотоснимок, в своё время покорила весь мир. Множество людей приобретали эти чудо-камеры и наслаждались, фотографируя всё вокруг себя и видя моментальные результаты, без долгой проявки фотоплёнки и печати снимков. А художники и вовсе возвели полароидные снимки в ранг искусства. Не миновала эта участь и Андрея Тарковского, который, как чрезвычайно талантливый человек, нашёл собственный стиль в этом виде фотоискусства.

Гений Тарковского

Гений Тарковского Андрей Тарковский.

Фильмы Андрея Тарковского будут рассматривать и разбирать по кадру многие поколения. И обязательно будут находить новые знаки и смысловые линии, потому что творчество режиссёра настолько многогранно, что трактовать его можно с разных точек зрения. Все, с кем доводилось работать великому режиссёру отмечали: он был истинно русским творцом, живым воплощением справедливости и духовной стойкости. При этом работать он мог исключительно с теми, с кем у него установилась прочная связь, кто понимал его и кого понимал он сам.

Андрей Тарковский.

Его картины всегда эмоционально действовали на зрителя, драматургия для Андрея Тарковского была вторична, первичным же всегда оставался эмоциональный контакт со зрителем. Ему было важно заставить тех, кто смотрел его фильмы, сопереживать, сострадать и надеяться вместе с героями. При этом у каждого творения художника была довольно трудная судьба, их не принимали иногда не только критики, но и коллеги, и зрители.

Но при этом удивительным образом он оставался самодостаточным человеком, не искал поддержки, не страдал от непонимания, не знал, что такое одиночество, потому что рядом с ним всегда были его друзья и единомышленники. А ещё он вёл дневники начиная с 1970 года. В них находили отражения все события в его жизни, а ещё раздумья режиссёра на разные темы.

Андрей Тарковский.

Уже в конце 1970-х он перенял у Микеланджело Антониони привычку снимать всё вокруг на «Полароид». Поначалу эти снимки были частью его подготовки к съёмкам фильма «Ностальгия», но потом они словно обрели собственную жизнь. Он фотографировал едва ли не всё вокруг: свою семью, пейзажи, дом, любимые Воробьёвы горы, реку, луну и солнце.

Талантливый человек талантлив во всём

Талантливый человек талантлив во всём Андрей Тарковский с «Полароидом».

Сбор материалов для фильма, по сути, превратился в своеобразный фотодневник, эмоциональный и разноплановый. Среди снимков можно увидеть близких людей Андрея Тарковского, пейзажную съёмку мест, которые он любил, удивительный сизый и какой-то магический туман над рекой, сумеречное волшебство города, деревню, словно сошедшую с полотен художников-пейзажистов.

Снимок Андрея Тарковского.
Снимок Андрея Тарковского.
Снимок Андрея Тарковского.

Позже режиссёр использует часть снимков в своём фильме «Ностальгия», они будут иллюстрировать сны главного героя в исполнении Олега Янковского. Сын режиссёра, Андрей Тарковский-младший много лет спустя расскажет о том, что даже в Италии, где жил отец в последние годы, он каким-то образом умел находить места, отчаянно напоминающие Россию. В то время Андрей Арсеньевич уже знал о том, что увидеть родину он уже не сможет, а потому искал её черты в гостеприимной, но чужой Италии.

Снимок Андрея Тарковского.
Снимок Андрея Тарковского.
Снимок Андрея Тарковского.

Каждый раз, беря в руки свой «Полароид», Андрей Тарковский заставлял время остановится. Именно остановившиеся на мгновения секунды можно увидеть в каждом снимке великого режиссёра. На этих моментальных фотографиях мастер смог запечатлеть игру света. То он пробивается сквозь густую листву, то падает через окно, то каким-то немыслимым образом раскрашивает волшебными красками пустую комнату и простенькую занавеску. Солнечный свет становится действующим лицом фотокадров, он согревает, освещает, разливается нежными лепестками. И в результате вместо обыденной фотографии возникает настоящий шедевр.

Снимок Андрея Тарковского.
Снимок Андрея Тарковского.

При этом Андрей Тарковский никогда не хранил те снимки, которые ему не понравились, уничтожал на месте. Остальные он практически всегда носил с собой, не желая расставаться даже на короткое время со своими фотомыслями и фотофактами. Рассеянный свет, размытые контуры и застывшая дымка, несомненно, дают картинку погружения в сон. По ним можно понять: Андрею Тарковскому в полной мере удалось с максимальной точностью и силой передать состояние через цвет, композицию и гармонию образов.

Снимок Андрея Тарковского.
Снимок Андрея Тарковского.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится