Тем не менее сама она не спешит сниматься в новых проектах и не мечтает о славе. Наверное, ее можно назвать одной из самых нетипичных, загадочных и закрытых актрис.
«Книжная девочка» из Волгограда
Полина Агуреева родилась в преподавательской семье в Волгограде, а после развода родителей перебралась вместе с матерью, братом и сестрой в Москву. По ее словам, Полина с детства была «книжной девочкой», хорошо училась в школе, увлекалась литературой и театром и еще тогда твердо решила стать актрисой. Однако первое столкновение с актерской средой принесло ей разочарование.
Когда Полина после школы поступила на курс Петра Фоменко в РАТИ-ГИТИС, первое впечатление от одногруппников было не самым радужным: «Когда попала в институт, то сложилось полное ощущение, что вокруг меня – стадо орангутангов. Я-то ожидала, что все такие духовные, творческие... Так что в этом отношении мои представления об актерском мире не совпали с реальностью. Вообще. Ведь я ждала от этой профессии не славы, не цветов. Мне всегда нравилось не выступать, а публично пострадать».
Одна из ведущих актрис «Мастерской Петра Фоменко»
После окончания учебы Полина Агуреева стала актрисой «Мастерской Петра Фоменко». Принадлежность к этому театру уже давно стала своеобразным знаком качества в актерской среде. Об артистах «Мастерской» говорят как о профессионалах высокого уровня, правда, режиссерам с ними приходится нелегко – все они люди самодостаточные, что усложняет процесс съемок. С Сергеем Урсуляком на съемках их первой совместной работы «Долгое прощание» они спорили до хрипоты, но впоследствии Агуреева стала одной из самых любимых его актрис.
Петр Фоменко не любил, когда его актеры уезжали на съемки, тем более ведущие. Поэтому все они снимались в кино достаточно редко, и на первом месте для них всегда оставался театр. Полина Агуреева тоже всегда достаточно прохладно относилась к съемкам в кино, а слава и материальный достаток не были для нее самоцелью в профессии. Хотя она сознательно выбрала профессию, в которой не избежать публичности и чрезмерного внимания СМИ, актриса тяготится этими «побочными эффектами» своей популярности.
Она говорит: «Когда мы были на «Кинотавре», я увидела оборотную сторону нашей профессии: фото на пляже, бесконечные интервью. Мне кажется, это разрушает. Даже не в профессии (это-то понятно), но и чисто по-человечески. По крайней мере, лично меня. Я не говорю, что во мне нет тщеславия. Просто существует очень тонкая грань между тщеславием и честолюбием… Я не хочу быть популярной, потому что у меня более тщеславные мысли – я хочу остаться в вечности. В том смысле, что мне не хочется оставаться лишь на пляжных фотографиях, я хочу, чтобы люди пересматривали мои спектакли и плакали над ними».
Скромное обаяние артистки, лишенной кокетства
В жизни актриса – человек очень закрытый и стеснительный. Даже те события, которые ее коллеги считают минутой славы, – вручение престижных наград, она не старается продлить, чтобы насладиться моментом. Когда Агуреевой вручали «Золотого орла» в номинации «Лучшая актриса на телевидении» за роль в сериале Сергея Урсуляка «Жизнь и судьба», она установила своеобразный антирекорд по времени пребывания на сцене: актриса вышла, взяла премию, сказала «Спасибо» и тут же удалилась.
Свое поведение она объяснила тем, что у нее нет социальной маски, которую принято надевать в таких случаях, и что все, кроме простых слов благодарности, в таком случае – лишнее. И это не поза и не искусственно созданный имидж. Агуреева – человек очень искренний, не заигрывающий с публикой. Актриса говорит: «Высшая форма кокетства – это отсутствие кокетства».
Сегодня Полину Агурееву называют не только одной из ведущих актрис театра «Мастерская Петра Фоменко», но и одной из самых талантливых, умных, красивых и ярких актрис на московской театральной сцене. Она неоднократно становилась обладательницей престижных театральных премий. Кроме того, Агуреева известна и как исполнительница романсов, которые часто звучат в фильмах с ее участием. Однако сама себя она певицей не считает. «Я всем говорю, что не хорошо пою, а хорошо вздыхаю, когда пою», – говорит актриса.
Трое самых значимых мужчин
Ее педагог Петр Фоменко был для нее не просто наставником, но во многом являлся жизненным ориентиром и воплощением идеала в профессии. Когда Агуреева вышла замуж за режиссера Ивана Вырыпаева и у них родился сын, актриса назвала его Петром в честь своего учителя. В 2012 г. Фоменко не стало, и для нее это была одна из самых тяжелых утрат. Долгое время Полина пребывала в депрессии, выйти из которой ей помогла работа в театре в новом качестве – режиссерском.
К тому моменту она уже давно развелась с Вырыпаевым, брак с которым, по ее словам, «существовал в борьбе – и в жизни, и в творчестве». Результатом их творческого тандема стал фильм «Эйфория», получивший «Малого золотого льва» на Международном кинофестивале в Венеции и несколько отечественных кинонаград.
В 2007 г. они развелись, устав от постоянных споров и на съемочной площадке, и дома. Несколько лет актриса оставалась одна, пока в «Мастерской Петра Фоменко» не появился новый актер – Федор Малышев. Он на 15 лет моложе Полины Агуреевой, но это не стало препятствием для их чувств. В 2013 г. они поженились, через 2 года у них родился сын.
Выходцами «Мастерской Петра Фоменко» стали и еще две замечательные актрисы: Одна судьба на двоих сестер Кутеповых.