В России, как мы знаем, запретительные меры тоже применяются активно. Стоит вспомнить хотя бы ту же «Матильду», против которой была развернута полноценная религиозная война. Есть ли в этом что-то новое? Отнюдь! Цензоры во все времена пытались запрещать демонстрацию фильмов, на их взгляд, предрассудительного содержания.
Причем, не только в СССР. К примеру, хотя еще в 1952 году Верховный суд США признал цензуру в кинематографе неконституционной, религиозные, политические и общественные организации страны до сих пор имеют наложить запрет на публичную демонстрацию той или иной киноленты. Однако после того как волна возмущения сходит на нет, зачастую именно эти фильмы занимают почетное место в золотой коллекции мирового кинематографа.
СОКРАЩЕННЫЙ РЕМАРК
Первой экранизации романа Ремарка «На западном фронте без перемен» с прокатом не повезло. Несмотря на то, что в 1930 году фильм получил два Оскара: за лучший фильм и лучшую режиссуру, цензурные комиссии США встали в позу и потребовали вырезать из кинокартины несколько сцен. На первой молодые солдаты купались в реке, вторая демонстрировала посещение новобранцами публичного дома.
Кроме того, цензоры попросили сократить сцену артобстрела, ведь нецензурные высказывания солдат могли, по их мнению, оскорбить зрителей. Когда фильм все же вышел в широкий прокат, а случилось это только в 1939 году, оскорбительных сцен в нем не было, зато добавились кадры демонстрирующие твердую антифашистскую позицию создателей картины. В 1998 году фильму «На западном фронте без перемен» был возвращен первоначальный вид, правда, злосчастную сцену в публичном доме историкам кино пришлось собирать по кадрам.
«ТРАМВАЮ ЖЕЛАНИЯ» ПУТЬ НА ЭКРАН ЗАКРЫТ
Фильм по пьесе Теннесси Уильямса «Трамвай Желание», вышедший в 1951 году, тоже наделал шуму. Цензорам показалось, что отношения Стеллы и Стэнли выглядят слишком страстными, а главная героиня Бланш Дюбуа и вовсе производит впечатление нимфоманки.
В результате долгих дебатов режиссер Элия Казан согласился вырезать 5 минут фильма с наиболее эмоциональными сценами. Однако, даже в пощипанном варианте картина собрала массу наград: премию Венецианского кинофестиваля, «Золотой Глобус», премию Британской киноакадемии и «Оскар» за лучшую женскую роль, который заслуженно получила Вивьен Ли.
«ПРОЩАЙ ОРУЖИЕ!» ДА ЗДРАВСТВУЕТ ПРОКАТ!
Экранизация романа Хемингуэя «Прощай оружие» пролежала на полке 4 года. А все из-за слишком откровенных любовных сцен и желания режиссера включит в картину эпизод рождения ребенка. В 1932 году такие выходки цензорами не поощрялись.
В конце концов, кинокомпания Paramount сообщила, что готова вырезать из картины все, что потребуется, лишь бы выпустить фильм в широкий прокат. Расчет продюсеров был верным, даже на отредактированный вариант «Прощай Оружие» публика валила валом – надо же увидеть то, что так долго было под запретом.
РАДИ ЭКРАНИЗАЦИИ ЛОЛИТА ПОВЗРОСЛЕЛА
Решившись в 1962 году на экранизацию «Лолиты», Стэнли Кубрик прекрасно понимал, на что он идет. К написанию сценария режиссер привлек самого Набокова, а на рекламных афишах фильма красовался слоган «Как они вообще могли сделать фильм из «Лолиты?». Общество добродетельных католиков объявило бойкот фильму, даже не посмотрев его.
И это несмотря на то, что Кубрик и Набоков сознательно изменили возраст главной героини. В книге Долорес Гейз всего 12 лет, в фильме ее сделали четырнадцатилетней. Американская ассоциация художественных фильмов просматривала «Лолиту» вдоль и поперек 100 раз подряд, не зная, что с ней делать. В результате картине присвоили статус «Только для лиц старше 18 лет», причем эта надпись должна была присутствовать на всех плакатах, рекламирующих фильм.
ПАРИЖСКИЙ БОЙКОТ БУНЮЭЛЮ
Легендарный фильм Луиса Бунюэля «Золотой век» сразу же после выхода на экран нарекли аморальным. После первой недели показа консервативно настроенные группировки организовали акцию протеста у дверей кинотеатра, публично через прессу оскорбили Бунюэля и его соавтора Сальвадора Дали, а финансировавшему фильм продюсеру Шарлю де Ноая пригрозили отлучением от церкви.
Консерваторов оскорбила демонстрирующаяся в фильме откровенная сексуальность, а также негативное отношение авторов кинокартины к католической церкви. Поскольку подобные акции своей силы не возымели, протестующие устроили погром кинотеатра, где демонстрировался «Золотой век». Афиши фильма были разбиты, кресла сломаны, а экран облили черными чернилами. Начавшиеся беспорядки вынудили парижскую полицию закрыть кинотеатр, «Золотой век» изъяли из проката и запретили демонстрировать во Франции.
НЕ СЛАДКАЯ ЖИЗНЬ ФЕЛЛИНИ
Против «Сладкой жизни» Федерико Феллини Римская католическая церковь восставала как могла, а вот в США кинокартину о жизни Марчелло Рубини приняли более чем благосклонно.
Номинировали на «Оскар» и выпустили в широкий прокат. Правда в скором времени комиссия, давшая добро на «Сладкую жизнь», стала получать письма с жалобами от городских властей. Они требовали запретить показ киноленты.
ТАНГО, КОТОРОЕ ОТКАЗЫВАЛИСЬ ТАНЦЕВАТЬ
Бертолуччивское «Последнее танго в Париже» было вне закона не только в СССР. С 1972 по 1987 год картину отказывались демонстрировать в Италии. Местные федеральные власти обвинили в непристойности всех актеров фильма, режиссера и даже компанию United Artist.
В Португалии фильм был опальным с 1973 по 1974 год, а в Великобритании кинокартине присвоили класс «Х». В Америке эротическую драму Бернардо Бертолуччи разрешали показывать только в специальных домах кино. Полиция дважды арестовывала менеджера кинотеатра Луизианы, решившего пригласить простых американцев на «Последнее танго в Париже».
СПАРТАК НЕ ПРОЙДЕТ
Нелегкая судьба ждала и кубриковского «Спартака». Цензоров возмутили слишком узкие набедренные повязки гладиаторов, нарочитая достоверность сражений и сцена, в которой подруга Спартака, Варинья умоляет своего возлюбленного, распятого на кресте, быстрее умереть. Эпизод с умирающим на кресте гладиатором отредактировали, но это дело не спасло.
Критики тут же обнаружили в картине слишком прозрачные намеки на гомосексуальность римского генерала Красса. После всех правок фильм стал короче на пол часа, его выход на широкий экран сопровождался акциями протеста со стороны Американского легиона. Представители этой организации рассылали по всей стране письма с призывом: «Не смотрите «Спартак!». Однако это не помешало Стэнли Кубрику получить целый комплект «Оскаров».
НЕЛЕГАЛЬНЫЙ «СПИСОК ШИНДЛЕРА
«Список Шиндлера» Стивена Спилберга обласкан наградами вдоль и поперек. Однако и этот фильм не миновала чаша сия. Власти Таиланда потребовали вырезать из картины коротенькую любовную сцену, а правительство Филиппин было возмущено тем, что в фильме демонстрируется обнаженная женская грудь.
«Секс вреден людям, — заявил главный цензор Филиппин Мануэль Морато, — если бедняк испытывает желание, он может совершить изнасилование», и предложил распространять «Список Шиндлера» только на видеокассетах. В Египте и Индонезии картину сочли слишком жестокой и эротической, а в Малайзии Правительственная комиссия запретила демонстрацию «Списка Шиндлера», назвав фильм еврейской пропагандой.
«КАЛИГУЛА» – ВНЕ ПРАВИЛ, ВНЕ МОРАЛИ
«Калигула» Тинто Брасса и сегодня способна шокировать самого непредубежденного зрителя. Даже актеры фильма Малколм Мак-Дауэлл, сэр Джон Гилгуд и Питер О’Тул, увидев окончательную версию кинокартины, просили убрать их имена из титров. Продюсер фильма Боб Гуччионе, по совместительству являвшийся издателем Penthouse, прекрасно понимал, что цензуру «Калигула» не пройдет, посему сам присвоил картине статус «только для взрослых» и попросил прокатчиков не пускать на сеансы детей.
Однако во время премьеры фильма в Нью-Йорке представители организации «Мораль в СМИ» явились в зал через час после начала сеанса и предъявили менеджеру кинотеатра орден на арест за ввоз в страну копии «Калигулы». Суд выпустил несчастного менеджера на свободу, но активистов движения «Мораль в СМИ» это не остановило. Они еще дважды подавали иск, пытаясь запретить демонстрацию фильма в Бостоне и Атланте, но и там потерпели поражения. А вдохновленный своей безнаказанностью Боб Гуччионе добавил в «Калигулу» еще несколько эротических и демонстрирующих насилие сцен.
ИНСТИНКТ ПРОТИВ НРАВСТВЕННОСТИ
«Основному Инстинкту» повезло гораздо меньше, чем «Калигуле». Трудности начались еще на съемочной площадке. Воинствующие группировки представителей ЛГБТ-сообщества закидывали актеров бомбами с цветной краской и подначивали проезжающих мимо водителей сигналить в знак протеста. После выхода картины на экран к ЛГБТ присоединились и консерваторы.
Глава католической церкви Лос-Анджелеса кардинал Роджер Махоуни назвал фильм живой угрозой нравственности и традиционным американским ценностям. Впрочем, режиссеру Полу Верховену к нападкам церкви не привыкать, его предыдущий фильм «Плоть и Кровь» вызвал не меньше негодования. Неприятно то, что второй «Основной инстинкт», вышедший много лет спустя, постигла куда более печальная участь. Большинство эротических сцен цензоры вырезали, и зрителям оставалось лишь бесконечно долго наблюдать за голыми ногами постаревшей Шэрон Стоун.