Что возмутило музыкальных критиков в невинной песне о нежных чувствах, и почему Сикора была вынуждена оставить эстраду – далее в обзоре.
Поющая синичка
Она родилась в Новороссийске, в семье полячки и чеха. От отца ей досталась не только необычная фамилия, которая переводится с чешского как «синичка», но и музыкальный талант. Имя ее отца было известно многим, ведь Владимир Сикора пел на сцене оперного театра и собирал на своих выступлениях полные залы. Уже в 3 года его дочь начала петь и давать импровизированные «концерты» во дворе их дома, в 8 начала учиться играть на фортепиано и стала аккомпанировать отцу. Позже она начала и сама петь в театрах и клубах.
В середине 1930-х гг. Владимира Сикору пригласили в Киевский оперный театр, семья готовилась к переезду, но тут случилась беда: в 44 года сердце певца остановилось. Он возвращался домой с концерта, ему стало плохо на улице, и спасти его не удалось. Это были голодные годы, а получать продовольственные карточки могли только работники предприятий, и в 18 лет Ружена устроилась на цементный завод, а потом – в контору «Маслопром». А по вечерам работала тапером в кинотеатре – аккомпанировала на пианино немым фильмам.
Сеансы оканчивались поздно ночью, и Ружена возвращалась домой совершенно обессиленная. От недоедания и переутомления у девушки развилось малокровие, и бабушка отпаивала ее рыбьим жиром. Восстановив силы, Ружена выступила на юбилейном городском концерте. Там ее услышал председатель исполкома Новороссийска, и он был так впечатлен ее пением, что выделил из городского бюджета средства для обучения Сикоры в Ростовском музыкальном училище.
Звезда первой величины
Окончив вокальное отделение училища, Ружена начала петь в составе эстрадного джазового оркестра. Однажды ее выступление увидел известный пианист, дирижер и композитор Александр Цфасман и пригласил ее в Москву. В 1941 г. Сикора переехала в столицу и стала солисткой его ансамбля. Когда началась война, певица осталась в городе, вступила во фронтовую бригаду и выступала перед ранеными в госпиталях и бойцами на передовой.
В послевоенные годы на 30-летнюю певицу обрушилась всесоюзная популярность. Хотя телевидение в СССР на тот момент пребывало на зачаточном этапе своего развития, голос Сикоры знали миллионы – благодаря ее радиовыступлениям. Ружена была солисткой Всесоюзного радио, выступала с джаз-оркестром Цфасмана. Для дотелевизионной эпохи такая популярность была феноменом, Сикору считали звездой первой величины, ее лирические песни «С первым снегом», «Московские огни», «Я писать тебе не стану», «Воспоминание» и др. пела вся страна, в каждом доме были ее пластинки.
В конце 1940-х гг. Ружена Сикора начала давать сольные концерты, исполняя композиции не только советских, но и зарубежных авторов на языке оригинала. Она пела польские, чешские, итальянские, болгарские и французские песни и стала одной из первых советских певиц, которые исполняли композиции в оригинале на иностранных языках. Именно это и сыграло с ней злую шутку.
«Пошлость меняет этикетки»
Одной из самых популярных песен в исполнении Ружены Сикоры стала легендарная «Бесаме мучо». Лирическая песня о любви была вполне невинной, но именно она и вызвала шквал критики в адрес певицы. В 1955 г. в издании «Советская культура» была напечатана разгромная статья под названием «Пошлость меняет этикетки», в которой Сикору обвинили в поклонении перед западной музыкой и пропаганде антисоветчины.
Автор писал: «Наш зритель и слушатель любит и уважает эстрадную певицу Ружену Сикору, много сделавшую для пропаганды советской лирической песни и песен братских народов. Но известно ли ей, что переводчики обманули ее и «Бесаме мучо» в переводе с испанского означает не «Песня сердца», а «Целуй меня много», что эту бездумную румбу уже сколько лет бренчат джазы Америки и Западной Европы? Известно ли ей, что «народная» песня «Кармела» никогда не была народной песней, что она сочинена одним из джазовых «светил» фашистской Испании?».
Песню «Бесаме мучо» автор статьи объявил джазовым гимном стиляг, а Сикору обвинил в пошлости и отсутствии вкуса: «Уже одни «анкетные данные» этих песен способны помочь понять, как и откуда иногда проникает чуждая нам идеология. Но дело даже не в них, настолько пошлы сами песни, настолько примитивна их «гармония», в которой нет ничего ни от песен итальянских, ни от испанских или мексиканских… Недаром же они стали своего рода гимном стиляг, подбирающих обноски западной «моды». Дружное их мычание «Му-уча!» давно должно было бы подсказать талантливой артистке, кому в концертном зале импонирует этот ее репертуар…».
Ружена никогда не исполняла гражданственно-патриотических песен и строила свой репертуар только на лирических песнях о любви – возможно, поэтому, несмотря на свою невероятную популярность, звание народной артистки она получила только после распада СССР, в 1993 г. Однако уйти с эстрады ей пришлось по другой причине.
Однажды во время гастрольной поездки певица с мужем попала в автомобильную аварию. Ее супруг погиб, а сама она 7 месяцев была прикована к больничной койке. Процесс восстановления был очень долгим. Полученные травмы не позволяли ей больше выступать на сцене, и Сикора занялась педагогической деятельностью и занималась с вокалистами в певческой школе при Центральном доме работников искусств. В конце 2006 г. певица ушла из жизни в возрасте 88 лет. А бессмертная «Бесаме мучо» до сих пор вызывает мурашки у миллионов слушателей.