Если говорить о Гюго в контексте того, как великого литератора воспринимают у него на родине, то нельзя не упомянуть, что во Франции его считают в большей степени поэтом, чем прозаиком, хотя, безусловно, и «Собор Парижской Богоматери», и «Отверженных», и «Человека, который смеется» читал каждый уважающий себя француз. Из всех литературных музеев Парижа дом Гюго наиболее любопытен, поскольку во время прогулки по нему личность писателя открывается с совершенно новой стороны.
В апартаментах, что находятся в отеле Hotel de Rohan-Guéménée Place des Vosges Гюго прожил 16 лет, он въехал сюда в возрасте 30 лет вместе со своей законной женой Адель и детьми. Первое потрясение для многих — Гюго был не только литератором, но и художником, и дизайнером! К примеру, панели с изображением драконов, которые можно увидеть в квартире писателя, созданы по его личному дизайну. Рисунки Гюго в музее тоже есть, а изображены на них обнаженные женщины.
Дальше переходим к спальне. Выглядит она богато и порочно: кровать из резного дерева, стены комнаты декорированы розовыми обоями, а потолок и вовсе красного цвета. На современный вкус все это роскошество, конечно, смотрится как типичный «вырви глаз», ну и ассоциации с дорогими борделями вызывало бы, если бы не секретер с пером в чернильнице. Именно здесь писатель создал большую часть «Отверженных», и, надо сказать, история создания этого романа напрямую связана как раз со спальней классика.
Начнем, пожалуй, издалека. Дело в том, что главная гордость музея — вовсе не мебель резная, на которой сиживал или возлежал Гюго, а более 18 тысяч писем классика французской литературы. Они попали в коллекцию Maison de Victor Hugo из личных архивов внучек писателя. Помимо более 1000 писем его постоянной возлюбленной Жюльетты Друэ в архивах музея есть и самая настоящая редкость — 28 любовных посланий, которые Виктор Гюго адресовал белокурой красавице Леони Биар. Ее имя в России практически неизвестно, но если узнать историю ее отношений с Гюго, перспектива посещения местожительства писателя заиграет для вас новыми красками, тем более, многие экспонаты дома Гюго напрямую или косвенно связаны с именем этой особы.
ИСТОРИЯ ПРЕСТУПНОЙ СТРАСТИ: ВИКТОР ГЮГО И ЛЕОНИ БИАР
Леони Биар ни в коем случае не может претендовать на звание главной женщины в жизни Виктора Гюго, это место прочно заняла Жюльетта Друэ — бывшая куртизанка и актриса, с которой писателя связывали отношения, продлившиеся аж 50 лет. Зато писатель в жизни Леони оставил след поистине неизгладимый — из-за него она попала в тюрьму для неверных жен и проституток. Рассказываем эту в высшей степени занимательную историю про «высокие, высокие отношения». Гюго всегда был знатным поклонником прекрасного пола. Вскоре после переезда в ту самую квартиру, где сегодня открыт его музей, он завел отношения с актрисой Жюльеттой Друэ — бывшей любовницей скульптора Жана Жака Прадье, от связи с которым у нее родилась дочь.
Собственно, актрисой она и работала для того, чтобы прокормить ребенка. В театре платили мало, зато у Жюльетты была возможность показывать себя состоятельным мужчинам — спонсорам, как сказали бы сегодня. После знакомства с Гюго, которое, согласно популярной легенде, состоялось после того, как Друэ исполнила небольшую роль его в пьесе «Лукреция Борджиа», Жульетта оставила сцену, прекратила отношения с многочисленными поклонниками и начала вести безупречный с точки зрения репутации образ жизни. Гюго же полностью содержал любовницу, правда, денег Друэ не всегда хватало, пару раз она серьезно влезала в долги, чем крайне злила писателя, и он даже несколько раз обещал ей, что больше она его никогда не увидит.
Тем не менее, серьезную трещину их отношения дали лишь однажды, когда осенью 1843 года писатель совершенно потерял голову от Леони Биар — хрупкой блондинки двадцати трех лет отроду, которая вот уже три года как была замужем за Франсуасом-Огюстом Биаром — одним из выдающихся художников-жанристов XIX века. Девушка была не простой. Еще до замужества она получила образование в институте Fauvel, чем выгодно отличалась от простолюдинки Жульетты Друэ, но главную сенсацию в кругах парижского общества наделал следующий поступок Леони.
Дело в том, что еще не будучи замужем за Франсуасом-Огюстом Биаром Леони вытребовала себе возможность отправиться за своим будущим мужем в научную экспедицию на Шпицберген! Конечно, художник и мадмуазель Леони были официально помолвлены, но, надо понимать, что в XIX веке путешествия не были предприятием простым и комфортным, а решение поехать на Шпицберген могла принять лишь особа необычайно решительная и отчаянная. Леони вместе с Франсуасом-Огюстом, который, к слову, был старше своей невесты на 20 лет, вначале прибыли в Бельгию, оттуда в Голландию, затем в Норвегию, а потом уже на Шпицберген, где, кстати, и по сей день великое множество белых медведей, да и условия жизни далеки от легких.
Словом, дама была — настоящая мечта поэта, и, естественно, 41-летний поэт принялся активно мечтать о ней в страстном ключе, ведь роман с Жульеттой Друэ после 10 лет отношений уже утратил буйство красок. Надо отдать должно Леони — она сопротивлялась натиску Гюго долго, несмотря на то, что тот закидывал ее страстными посланиями в стихах. Любовниками они стали только 1 апреля 1844 года — дата известна точно, благодаря дневниковым записям самой мадам Биар. Надо сказать, перед своей законной женой Адель Гюго особенно не таился. Есть сведения, что на интимные свидания писатель приводил Леони в ту самую спальню в красно-розовых тонах, куда сегодня заглядывают все посетители его музея в отеле Hotel de Rohan-Guéménée Place des Vosge. Жена Гюго связь мужа в целом одобряла, а вот кому вся эта история причиняла боль, так это Жульетте Друэ.
Кульминация интриги наступила, когда про измену жены узнал Франсуас-Огюст Биар. Дело в том, что, хотя прославленный живописец был человеком очень прогрессивных взглядов, к примеру, он яростно выступал против трансатлантической работорговли, терпеть адюльтер было ниже его достоинства. Он просто обратился к жандармам, и те поймали парочку 5 июля 1845 года в отеле на проезде Сен-Рош. Гюго до последнего был уверен, что жандармы не посмеют войти в комнату, ведь его только что произвели в пэры Франции, но, нет, пара была обнаружена, и мадам Леони Биар отправили в тюрьму Святого Лазаря для неверных жен и проституток, ведь адюльтер в то время считался уголовным преступлением.
В тюрьме белокурая искательница приключений провела два месяца, затем ее перевели в женский монастырь Святого Михаила, где мадам Биар навещала (вы не поверите!) Адель (Adele Foucher) — законная жена Виктора Гюго. Да, Леони и Адель приятельствовали, жена Гюго терпеть не могла постоянную любовницу своего мужа Жульетту Друэ, и дамы очень быстро начали дружить против нее. Ну, а оскорбленного мужа-рогоносца сменить гнев на милость уговаривал сам король Франции Луи-Филипп Первый. 10 сентября 1854 года Леони снова перевели, на этот раз в августинский монастырь, где она оставалась еще 6 месяцев.
На свободу Леони вышла 5 декабря. Надо сказать, вся эта неловкая и водевильная ситуация сыграла на пользу литературному гению Гюго. Дело в том, что скандал с новоиспеченным пэром Франции смаковала каждая бульварная газета, так что Виктор не придумал ничего лучше, чем запереться в своей квартире, не выходить на улицу и объявить всем, что он уехал в длительную деловую поездку в Испанию. Кстати, в музее Гюго часто проходят испанские тематические выставки — классик очень любил эту страну. Итак, закрывшись дома, Гюго начал активно редактировать недавно написанный роман о Жане Вальжане, который станет известен всему миру под названием «Отверженные».
Тем временем, Леони начала жить отдельно от мужа. Чета Гюго активно ей помогала: Виктор посещал даму с интимными визитами и постоянно направлял ей деньги, а его супруга Адель согласилась способствовать литературной карьере Биар. Кстати, в обмен на услугу Адель Гюго попросила Леони стать ее личным стилистом — давать рекомендации относительно выбора одежды и оформления интерьера дома. То, что Гюго в этот момент уже закрутил новый роман с актрисой и куртизанкой Алисой Ози, подруг особенно не волновало. Гораздо больше обеих дам бесил тот факт, что Виктор по-прежнему продолжал поддерживать любовные отношения с простолюдинкой Жульеттой Друэ! В один прекрасный день Леони даже решилась пойти ва-банк и отправила бывшей актрисе свою переписку с Гюго, правда, рискованный ход ситуацию не изменил. Когда же в 1852 году Гюго отправили в ссылку в Бельгию, Леони хотела последовать за ним, но от этой авантюры ее отговорила Адель, а вот верная Жульетта Друэ всем назло отправилась следом за любимым.
С Франсуасом-Огюстом Леони официально развелась только в 1855 году, примерно в это же время состоялся и ее литературный дебют — под своей девичьей фамилией d’Aunet Леони выпустила автобиографическую книгу о путешествии на Шпицберген. Вообще, литературная карьера Леони была вполне успешной, хотя злые языки и говорят, что ее произведения редактировал и доводил до ума сам Гюго. В 1956 году был издан ее роман «Женитьба в Провансе» (Mariage en Province), уже на следующей год был опубликован роман «Возмездие» (Une Vengeance), затем последовали еще несколько романов и колонка в журнале мод, ее Леони вела под псевдонимом Thérèse de Blaru, а также пьеса «Джейн Осборн», которую поставили в театре «Порт Сен-Мартен».
Занятно, что в историю литературы Леони вошла не только, как писатель, но и как прототип литературного персонажа. Дело в том, что подлый Оноре де Бальзак использовал скандальную историю о том, как жандармы нашли мадам Биар в постели Виктора Гюго, в своем романе «Кузина Бетта». Эпизод, когда барона Гектора Юло обнаруживают в постели любовницы, полностью списан с того самого неприятного инцидента, что без устали обсуждали в парижских салонах насмешливые французские аристократы.