1. «Дом трех эпох» – старинное здание в Вишняковском переулке
Обычный с виду дом, именуемый в народе «сталинка», не так прост, как кажется с первого взгляда. Если внимательно посмотреть, то сразу становится заметно, что каждый блок из трех этажей оформлен в разном стиле. И это не прихоть архитектора и его дизайнерская задумка, как оказалось, дом №23 в Вишняковском переулке строился в разные столетия. Первый блок из трех этажей возводился для купца Лукутина еще в XVIII веке в стиле классицизма.
Вначале же прошлого века (1910 г.) архитектор П. Ушаков в стиле неокласициазма спроектировал еще один этаж, чтобы превратить усадьбу в «доходный дом». При советской власти в 1930 г. и 1980 г. были достроены еще два и три жилых уровня соответственно. Из-за постоянного «роста» фасад дома имеет разный вид, особенно это заметно по угловым балконам после 7-го этажа и явно выраженной линии надстройки между 5 и 6 этажами.
2. Дом-парус на улице Гризодубовой №2
Гигантский «парус», «капля, волна, кит, палитра, улитка и даже ухо» - как только не называют оригинальной формы многоэтажный дом, который пришлось строить каскадом из-за новостроек, появившихся раньше него. Это уникальное здание разрабатывалось командой архитекторов под руководством А. Бокова и Б. Уборевича-Боровского, как самое длинное сооружение в Европе, но жизнь внесла свои коррективы.
Хотя такие изменения положительно повлияли на его внешний вид, но при этом и значительно усложнило задачу инженерам-конструкторам, которым пришлось изрядно попотеть, чтобы укрепить дугообразную конструкцию и правильно подвести коммуникации. Однако их старания не остались незамеченными и в 2008 г. оригинальное здание на улице Гризодубовой №2 получило премию «Дом года».
3. Дом Моссельпрома в Калашном переулке №2/10
Ярким образцом советского конструктивизма уже сотню лет является сооружение, получившее странное название «Дом Моссельпрома». В 1920 году после его возведения он считался самым высоким зданием в столице. Над его разработкой трудилась целая плеяда архитекторов (почему-то в разное время), среди которых были академик архитектуры – Николай Струков, архитекторы Давид Коган и Артур Лолейт, а также инженер Владимир Цветаев (близкий родственник Марины Цветаевой). Впечатляющим декоративным панно, которое ярко рекламировало продукцию Моссельпрома, занимались художники-авангардисты А. Родченко и В. Степанова, но самое интересно, что лозунг ««Нигде кроме как в Моссельпроме!» написал сам Владимир Маяковский.
Интересный факт: Вряд ли кто из современных горожан сможет расшифровать столь необычное название, придуманное сотню лет назад, поэтому хотелось бы уточнить, что это значит. Моссельпро́м – это Московское губернское объединение предприятий по переработке продуктов сельскохозяйственной промышленности, организованное в 1922 г. и просуществовавшее вплоть до 1937 г. По сути, это хозрасчетная торгово-промышленная компания (трест), которая объединила основные государственные фабрики и крупные заводы пищевой промышленности. Сразу после того, как эксцентричный дом был сдан в эксплуатацию в нем, действительно находился огромный склад муки (в подвале), а основные помещения занимали управленческие структуры объединения и бухгалтерия. А на самых верхних этажах проживали сотрудники местной кондитерской фабрики.
Но к концу 30-х гг. столь неординарный дом попал в поле зрения высших чинов Народного Комиссариата обороны, которые нашли ему другое применение. С тех пор он был переведен полностью в жилой фонд, в котором получали квартиры лишь руководители высшего эшелона – генералы и герои Советского Союза. Со второй половины прошлого века в нем уже жили штатские, но тоже имеющие особые заслуги перед Отечеством. В наши дни, помимо жилых резиденций в здании Моссельпрома находится один из факультетов Российского института театрального искусства.
4. Особняк Арсения Морозова на улице Воздвиженка №16
Единственный в Москве дом, в облике которого сочетаются элементы эклектики, модерна и яркой экзотической стилизации мавританского стиля был создан в 1895—1899 гг. архитектором Виктором Мазыриным. Столь неожиданный объект, ставший в свое время знаменитым на всю столицу из-за «затейливого и глупого вида», был создан по заказу представителя могущественной торговой династии – Арсения Морозова. Эксцентричный отпрыск Варвары Морозовой был не только мотом, но и увлекающимся человеком, который после поездки в Испанию и путешествию по Португалии настолько загорелся идеей создания собственного дома похожего на дворец Пена в Синтре (Португалия), что по приезду домой сразу же принялся за строительство.
Неповторимый колорит неомавританского стиля в сочетании с резными ажурными карнизами и аттиком, витыми колоннами, лепниной в виде ракушек на башнях портала парадного входа создают захватывающее зрелище, которое в те времена никто не принял и не смог оценить по достоинству. Поговаривают, что жесткая и острая на язык мать Арсения, когда приехала посмотреть готовый особняк, в сердцах произнесла: «Раньше одна я знала, что ты дурак, теперь вся Москва будет знать!»
Какая бы слава не шла об этом доме, и сколько бы он не поменял владельцев, особняк так и остается жемчужиной архитектуры огромной столицы и по сей день. Нна данный момент он является Домом приемов Правительства РФ.
5. Католический костел «Собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии» на улице Малая Грузинская №27/13
В Средние века готические сооружения московской архитектуры значительно отличались от помпезных европейских зданий. Особенно это заметно по религиозным объектам, созданным в крупных европейских городах. Справедливости ради, надо сказать, что одно впечатляющее сооружение с готическими башнями, повторяющее очертания пражских или кельнских соборов средневековья, можно увидеть и на Малой Грузинской в Москве.
Правда, впечатляющий своими размерами и готическими формами католический костел «Собор непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии», был построен не в Средние века, а чуть более сотни лет назад – в 1901-1911 гг. В этот период отмечался настоящий бум строительства в стиле исторической эклектики и на фоне Указа императора «Об Укреплении основ веротерпимости», началось возведение эффектного костела, о котором не раз подавала прошение католическая община Московской губернии. Самый помпезный и крупный костел в России спроектировал известный архитектор, академик Императорской Академии художеств – Фома Богданович-Дворжецкий.
Естественно, первый католический костел был построен по всем правилам классической европейской архитектуры Средневековья, поэтому неудивительно, что многим знатокам он напоминает соборную церковь Святого Петра в Вестминстере, внесенную в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, больше известную как Вестминстерское аббатство.