«Ребро Адама», «Облако-рай» и др: кино эпохи перемен без перестрелок и бандитов
609
просмотров
Фильмы 90-х, перестроечное кино, пожалуй, самое честное, бьющее в лоб своей откровенностью, явление кинематографа. Показывать изменения без прикрас, называть вещи своими именами, бросать вызов, вскрывать старые нарывы, обличать, глумиться, говорить правду в глаза, идти против всех. Некий кино-пубертат общества, отражающий происходящие перемены.

Возможно, потому так популярен у режиссеров того времени образ молодого дерзкого нигилиста, который в глаза говорит все, что думает. Как Иван из фильма «Курьер» 1986-го года в открытую заявляет профессору Кузнецову, которому принес рукопись: «Обольщу вашу дочь, женюсь на ней, и дело, можно сказать, в шляпе. У вас связи имеются, и денежки водятся. Найдете же возможность и в институт меня пристроить, и тепленькое местечко выхлопотать...»

Кино на грани, кино, в котором фоном, без прикрас противоречивая, сложная перестроечная действительность: пустые прилавки магазинов, дефицит девяностых, безнадега, заманчивые блага заграницы, перестрелки, бандитские разборки.

«Советская чернуха» - так еще называют эту эпоху в кино. Стереотипно, потому, что в то время снималось и много умных, жизненных фильмов. О той же действительности, но опираясь на вечные человеческие ценности. Возможно, потому эти фильмы не стали «однодневками», их и сегодня интересно пересматривать, ловить дух той поры: для кого-то ностальгировать по детству, для кого-то открывать горькую правду, что изменились времена, но не люди.

«Настя»: сказка-быль о постперестроечной действительности

«Настя»: сказка-быль о постперестроечной действительности

Год производства: 1993

Режиссёр: Георгий Данелия

Пустые полки магазинов. Отключение электричества по четным числам. Одно пальто и общие для дочки и матери выходные туфли. Угощение гостей, когда на столе «макароны, капуста домашняя и соль».

Немного сказка, немного гротеск, немного притча. Для мамы милой веснушчатой Насти счастье дочки видится только в замужестве. Не важно с кем. Она расспрашивает Настю о потенциальных женихах, пугает словами: «А люди скажут, никто замуж не берет».

Настя отправляется на поиски жениха. По пути встречает ворчливую старуху-волшебницу и с ней случается чудо. Или не случается, а Насте просто кажется, но жизнь ее кардинально меняется.

Картина ламповая, добрая, ностальгическая. Где-то фоном в ней звучат нотки тревоги: «Что? Переворот? Началось!», но звуки оркестра и мурлыкающий голос главной героини, которую играет Полина Кутепова, успокаивают.

Данелия философ и мечтатель. Он украшает свой рассказ красивыми символическими кадрами: старик играет на виолончели в пустом трамвае, а парень в плаще выбивает чечетку. Чиновник на черной «Волге» вслух читает поэзию и в резонанс ему группа «Комбинация» поет «Америкэн бой». За доллары иностранным туристам продают бюсты Сталина и Дзержинского. В центре Москвы воруют канализационные люки. Поразительно, как получилось снять все это, не нарушив волшебную атмосферу, не вспугнув сказку.

«Облако-рай»: безнадега – способ жизни

«Облако-рай»: безнадега – способ жизни

Год производства: 1990

Режиссёр: Николай Досталь

В самом обычном дворе спального района Петрозаводска (Карелия) режиссёр Николай Досталь, в начале девяностых, снял свою философскую драму. Фильм отзовется в сердце каждого, кто жил в подобном провинциальном городке, где все друг друга знают, где безнадега – способ жизни. Где главные события: рождение, смерть, чей-то приезд или отъезд.

Оболтус Коля шатается по двору, пристает к соседям с глупыми разговорами о погоде.

- Мне это как-то все равно – что будет, что не будет? – нехотя отвечает сосед Федя. – Ну может скажешь новенького-то?

И Коля, сам от себя не ожидая, выпаливает, что уезжает к другу на Дальний Восток.

Для жителей городка – это событие. Начинаются сборы. Коле находят чемодан, провожают с застольем, песнями и плясками. Соседи тут же делят его комнату в коммуналке, нехитрую мебель и пожитки. Коля и рад бы отказаться, сказать, что это все выдумка, но никто его не слышит.

Режиссер размышляет о провинциализме, не романтизируя его: нерешительность, зависть, боязнь оставить насиженное место. Когда вроде живешь, но жизнь уже закончилась. Тонко и метафорично он предсказывает будущее: Советский Союз – как реальность изжил себя, а будущее маленького человека, Коли - вынуждено и неопределенно.

«Публикация»: времена другие, а люди те же

«Публикация»: времена другие, а люди те же

Год производства: 1988

Режиссёр: Виктор Волков

Элитная школа, ученики на личных авто с водителем. Бассейн, компьютеры. Мир мажоров, у которых квартиры с видом на Кремль.

Принципиальная учительница старой закалки не заискивает, не угождает, а грозит тройкой за сочинение и плохой характеристикой при поступлении в МГИМО. Разгромная статья в газете ставит крест на ее карьере и приводит к инфаркту. Молодая учительница «на замену» с помощью нескольких учеников, которых мажоры называют «серью», пытается найти виновных в заказной публикации.

У нас все не просто, - пытается вразумить ее директор школы. – Если не поймешь этого – тебе будет очень не легко.

В картине хорошо показано, как система ломает людей, чего могут стоить поиски правды. После разгромной речи директора, которая ставит «зарвавшихся» учеников на место, насмешкой звучит тема школьного сочинения: «Проблема духовного обновления личности в революционной борьбе».

Фильм - яркий, красноречивый срез того времени. Противостояние субкультур: панков и люберов. Брейк-данс в ночных клубах, квартирные посиделки под иностранные клипы и коктейли с трубочкой. Драки, модные прикиды, ирокезы, цепи, вызывающий макияж. Годом раньше, в 1987-ом, Виктор Цой спел «Хочу перемен!», годом позже молодой Шевчук в полосатых штанах стал новым символом поколения с саундтреком фильма – песней «Время».

«Ты у меня одна»: выбор между долгом и «лучшей жизнью»

«Ты у меня одна»: выбор между долгом и «лучшей жизнью»

Год производства: 1993

Режиссёр: Дмитрий Астрахан

Тема девяностых без манящей прелести заграницы была бы раскрыта не полностью. Бывший боксер с женой, во время распада СССР – инженер, который подрабатываем по ночам грузчиком. Квартира-хрущевка с неизменным ковром на стене – главным признаком достатка. Пластинка «Битлз», салаты в хрустальных салатницах, которые достаются по особому поводу. В противовес – сестра лучшего друга – успешная, красивая, проживающая в Америке и зовущая с собой. Кружащие голову пачки долларовых купюр, которые главный герой видит впервые, выбор между женой, семьей и новой жизнью с молодой пассией  «за бугром».

Режиссёру Дмитрию Астрахану не пришлось ничего нарочно придумывать. Кино переживало сложные времена. Финансирование было мизерным, долларовые купюры разве что снились. Он лично обошёл знакомых бизнесменов с просьбой дать деньги на фильм. На съемки потратили около 60 тысяч долларов. В своей картине режиссёр задействовал звёздный состав: Александра Збруева, Марину Неелову, Светлану Рябову. Забавный факт: в одной из сцен «американка» появляется в дорогой шубе. Денег на ее покупку не было. Шубу взяли напрокат и переживали за её сохранность больше, чем за актеров.

«Любовь»: чувства делают нас лучше даже, когда ранят

«Любовь»: чувства делают нас лучше даже, когда ранят

Год производства: 1991

Режиссёр: Валерий Тодоровский

Если не узнаете молодого Евгения Миронова в роли простого московского паренька Сашки, будете не одиноки. Тут он совершеннейший городской босяк, обпившийся портвейна, без особых планов и жизненных целей. Герой, который в начале картины кажется слишком простым и понятным, в процессе повествования удивляет своей целостностью, честностью, человечностью. Сашка взрослеет, Сашка меняется, его меняет и «взрослит» любовь к умной и красивой девушке Маше. Маша живет в квартире с вечно скандалящими родственниками, в которой то и дело выбивает пробки и приходится устраивать «романтические» ужины при свечах. Маша читает наизусть Пушкина и впадает в истерику от телефонных звонков хулиганов, которые изводят ее семью. Еврейский вопрос в 90-е, невозможность нормально учиться и работать, выезд всей семьи в Израиль разделяет Сашу и Машу, ставит точку в их отношениях.

Несмотря на серьезность темы, фильм легко и поэтично снят. Красиво и деликатно, без шокирующей обнаженки девяностых, показана сцена любви главных героев. На премьере зрители аплодировали стоя. Режиссёр, по совместительству сценарист, Валерий Тодоровский получил за фильм множество престижных наград. Картина стала его дебютом в большом кино.

«Забавы молодых»: невинный розыгрыш, который перерос в личную драму

«Забавы молодых»: невинный розыгрыш, который перерос в личную драму

Год производства: 1987

Режиссёр: Евгений Герасимов

Перестроечное кино иллюстрирует процессы, которые происходили в обществе на пороге девяностых. Указывает на причины и следствия. Без него теряется ощущение крышесносной свободы – главной черты той эпохи.

Сегодня сюжет картины  был бы чем-то за гранью реальности. Студентка разыгрывает преподавателя: признается ему в любви, чтобы «выбить» зачёт по физкультуре для себя и своих друзей. Девушка является к нему поздно вечером и наставник, без какого-либо злого умысла, стелит постель и оставляет её ночевать в своей холостяцкой квартире. Бывший гимнаст-призёр, старый интеллигент, искренний, добрый, немного наивный. Он показывает альбомы с фотографиями спортивных состязаний, рассказывает о любимых спортсменах. Смешно и неловко пожимает плечами на вопрос девушки: «Модерн Толкинг слушаете? Четвёртый альбом».

В роли учителя – прекрасный актер Вячеслав Любшин. Молодой длинноволосый Алексей Серебряков в брутальной кожанке – парень главной героини-обольстительницы, которую играет Марина Зудина. История неравной любви, задуманная, как розыгрыш, превращается в драму.

В фильме много примет времени: музыка, одежда, молоко в стеклянных бутылках с крышечками из фольги, фразы: «Может лекарства нужны? Я достану, у меня знакомый в аптеке есть». Его историю интересно пропустить через фильтр современной реальности, чтобы понять: несмотря на остроту темы – всегда существует презумпция невиновности, как главный признак цивилизованного общества. Что травля, которая в наше время превратилась в настоящее цунами, способна не только наказать виновных, но и уничтожить жизнь тех, кто сам стал жертвой обстоятельств.

«Ребро Адама»: трагикомедия о жизни трех поколений женщин под одной крышей

«Ребро Адама»: трагикомедия о жизни трех поколений женщин под одной крышей

Год производства: 1990

Режиссёр: Вячеслав Криштофович

Незаслуженно забытое кино режиссёра Вячеслава Криштофовича. В главных ролях – Инна Чурикова, юная и дерзкая Мария Голубкина. Об этом фильме пишут, что он про «горькую бабью долю». Три поколения женщин ютятся в крохотной квартире: парализованная старуха, внучка, ее две взрослых дочери. Все одинокие, с неустроенной личной жизнью. Но история не так однобока: в их квартире много взаимного уважения, поддержки, любви, легкости характера, веры в лучшее.

Перестроечная действительность тут не выпячивается, но читается между строк. Купальник из Гонконга – 50-рублевая дешёвка, за которую героине придётся отработать сверхурочно. Парень, у которого дилемма: пойти охранником кооперативов, или сразу в рекет «пока халяву не прикрыли». Мечта всей жизни – отдых в Адлере. Лучшая работа – в торговле. Фразы: «Не люблю я эти торгашеские дела. А жрать ты любишь? Жрать люблю». Импортные кроссовки, родственники в Израиле, мясные деликатесы из-под прилавка.

Совершенно не понятно, как у режиссёра получилось не скатиться в чернуху, а показать именно трагикомедию, правду жизни, порою грустную, порою с искоркой надежды. Рассказать историю обычных людей с сочувствием, добрым участием, пониманием и симпатией. Финал картины очень красноречив – он веселит и одновременно печалит, показывает, что у жизни всегда две стороны.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится