Он родился в регионе Марна во Франции, получил образование ювелира, а затем посещал школу декоративных искусств в Париже и Школу искусств Кристал Пэлас в Лондоне.
После окончания обучения заграницей, он вернулся на родину и стал работать внештатным дизайнером у всемирно известных французских ювелиров, включая Cartier и Boucheron.
В скором времени Рене открыл свой первый магазин и мастерскую, где стал создавать то, что было так близко его сердцу и душе.
Отдав своё предпочтение более оригинальным и интересным материалам, он стал работать с эмалью, опалом, перламутром, слоновой костью, рогом, кожей, аквамарином, и, конечно же, стеклом. Из всего этого он научился создавать необычные ювелирные украшения, быстро набирающие популярность не только во Франции, а и за её пределами.
Его броши и гребни в стиле модерн, а также его натуралистический подход к ювелирно-стекольному искусству получили широкое признание на Парижской международной выставке в 1900 году.
В конце XIX века его признали одним из лучших французских дизайнеров ювелирных украшений в стиле модерн. И как дизайнер, он стал синонимом современности и элегантности во времена прекрасной эпохи. Его роскошные драгоценности украшали тела и костюмы ведущих театральных актрис, таких как великая Сара Бернар, а его сценические украшения подчёркивали изгибы женского тела. Вдохновлённые японским искусством и античностью, его работы были привлекательны, а иногда и вовсе эротичны.
Рене всегда завораживали чудеса природы. В детстве он изучал ботанику, рисовал цветы и насекомых. Он хотел подражать утренней росе, мерцающей воде или трепещущим крыльям бабочки на женских украшениях. И вот, он создал русалок и фей-стрекоз с тонко трепещущими крыльями.
Его любимыми сюжетами были женщины, изображённые с распущенными волосами и искусными драпировками, и животные, особенно змеи и насекомые. В отличие от ювелирных изделий машинного производства, изделия Рене были элегантными, с относительно небольшим количеством драгоценных камней, включённых в дизайн.
Именно поэтому он является настоящей иконой модерна. Фауна и флора, естественный свет и изогнутые линии чётко определяли движение в стиле модерн. А Рене в своих работах пытался привнести в повседневность немного осмысленной жизни, чувственности, мечты и эмоций. Помимо этого, он старался оживить красоту, что была доступна только в музеях, вынести её за его пределы, демонстрируя уникальные города, дома и даже мебель.
Рене также экспериментировал с горным хрусталём и золотом, создавая поистине дивные украшения, за которыми выстраивались толпы желающих. Его интерес к горному хрусталю и архитектурному стеклу привёл ювелира к художественным экспериментам в этих сферах.
Он основал стекольный завод в Комб-ла-Вилле, Франция, а спустя несколько лет приобрёл ещё более крупный завод в Винген-сюр-Модере, Франция. И совсем неудивительно, что в скором времени выдающийся французский парфюмер Франсуа Коти влюбился в стеклянные работы Рене и попросил его создать дизайн флакона духов. Заказ флаконов для духов привёл к развитию его фирменного стиля, характеризующегося гладкими поверхностями, сложными или частично реалистичными рельефными узорами, с инкрустированной эмалью и не только.
После революции в ювелирном деле он произвёл настоящий фурор и переворот в парфюмерной индустрии. К тому времени, благодаря развитию стекольной промышленности, необычные, стильные и художественные флаконы стали массово выпускаться. В результате Рене постепенно перешёл к ар-деко.
В 1925 году Международная выставка современного промышленного и декоративного искусства в Париже стала второй выставкой, которая ознаменовала очередной успех гениального ювелира. Его техника контраста между прозрачным и матовым стеклом была отмечена как триумф движения ар-деко. Он с успехом перешёл от модерна к более геометрическому ар-деко без какого-либо разрыва.
Он проектировал интерьеры многих роскошных отелей и некоторых церквей, а также украсил некоторые из обеденных вагонов Восточного экспресса стеклянными панелями, инкрустированными кубинским красным деревом.
Этот удивительный человек оставил после себя огромное наследие и даже после Рене его сын Марк встал у руля бизнеса. Он отошёл от производства стеклянной посуды раз и навсегда, чтобы сосредоточиться на хрустале. Именно Марк привёл компанию «Лалик» к той самой стадии, когда она стала одним из крупнейших производителей хрусталя во Франции и за её пределами.
Продолжая дело своего отца и деда, дочь Марка, Мари-Клод Лалик, также оказалась способной приспосабливаться к капризам моды и изобретать себя заново. Она занимала пост креативного директора Lalique до 1996 года, создавая ряд ярких, разнообразных хрустальных цветов. Под её руководством бренд, основанный её дедом, вернулся к парфюмерии.
Стоит также упомянуть о том, что под руководством Сильвио Денца, председателя правления и генерального директора Lalique, вилла, построенная Рене Лаликом в 1920 году, заново открыла себя.
Входящая в престижную коллекцию Relais & Chateaux с 2016 года, эта вила представляет собой ультрасовременный пятизвездочный отель с изысканным рестораном, удостоенным двумя звёздами Мишлен всего через несколько месяцев после своего открытия.
Погружённая в историю, вилла была домом для основателя и его семьи во время их пребывания в Эльзасе. После смерти Рене его сын Марк и внучка Мари-Клод продолжали регулярно останавливаться там.
Сильвио Денц, стремясь вдохнуть в дом новую жизнь, поручил дизайнерам интерьеров Леди Тине Грин и Пьетро Мингарелли провести реконструкцию. Они являются дизайнерами коллекции мебели и декоративных аксессуаров «Lalique Maison» в стиле ар-деко, созданной в 2011 году, вдохновлённой оригинальными мотивами Рене Лалика.
В соответствии с пожеланиями Сильвио, они сохранили атмосферу и подлинность семейного очага. Учитывая это требование, внешний вид был восстановлен в точности таким, каким он когда-то выглядел, в комплекте с синими ставнями, точно воспроизводящими внешний вид оригинального здания. Сохранив оригинальную структуру, дизайнеры придумали шесть люксов, которые до мельчайших деталей напоминают о гениальном Рене.
Все они разные, каждый из них носит имя символического творения Лалика, которое восходит к десятилетию жизни мастера-стеклодува. Исключение составляет сюита «Зейла», названная в честь знаменитой пантеры Мари-Клод Лалик.
Марио Ботта, швейцарский архитектор с мировым именем, живущий в Мендризио в кантоне Тичино, получил заказ на проектирование ресторана и погреба. Он получил более пятидесяти премий и наград за свою архитектуру, отражающую его этические интересы. Для Ботты важно, чтобы здание идеально вписывалось в окружающую среду, как визуально, так и с точки зрения окружающей среды. Имея в виду эту цель, он спроектировал ресторан на вилле Рене Лалик с колоннами из Вогезского песчаника, большими эркерами, выходящими на природу, и крышей, покрытой растениями.
Дань уважения вековому наследию, завещанному дальновидным творцом Рене Лаликом, и искренняя дань уважения французскому искусству жизни, Вилла Рене Лалика задумана как историческая страница, отражающая всю сущность своего создателя.
P.S.
Лалик: само это имя - легенда. Это символ света и прозрачности, сверкающий хрусталь, изящно оформленные аксессуары, художественная посуда и драгоценные флаконы ароматов...
Открытая 1888 году, одноименная компания сегодня является одним из ведущих производителей французского хрусталя. Основатель дома, гениальный по своей сути Рене, сначала стал известен как создатель украшений и мастер ювелирного дела, а лишь затем начал заниматься стеклоделием. Именно благодаря этому много лет спустя название Lalique по своей сути стало синонимом дороговизны, совершенства, уникального, авторского стиля и творчества.
В современности бренд занимается переосмыслением авторской и эклектичной вселенной Рене, используя для этого несколько основных областей: декор, интерьер и его дизайн, ювелирные изделия, парфюмерию и искусство.
Lalique сотрудничает с другими брендами предметов роскоши, а также ведущими художниками и дизайнерами для создания свежих, необычных произведений, которые извлекают выгоду из опыта каждого партнёра.
Вот уже более столетия все хрустальные изделия Lalique производятся во Франции, на её фабрике в Эльзасе, построенной в 1921 году.Так что Лалик – это поистине вневременной бренд, роскошь и искусство жить.
А в следующей статье – история о том, как сюрреалистические работы Сальвадора Дали стали «ожившими» шедеврами ювелирного искусства.