Художник мастерски владел искусством светопередачи и с удивительной точностью воспроизводил на картинах атмосферу того места, которое изображал. Кроме классической живописи Бонингтон занимался оформлением интерьеров в свободном стиле трубадуров.
Биография Ричарда Паркса Бонингтона
Ричард Паркс Бонингтон, единственный сын учительницы и мастера кружевоплетения, родился 25 октября 1802 года в небольшом городе Арнольд, что недалеко от Ноттингема. Первые уроки акварельной живописи мальчик получил от отца, искусного рисовальщика. Уже в 11 лет юный художник дебютировал на выставке Ливерпульской академии искусств.
Ричард Бонингтон вместе с родителями в 1817 году поселился во французском городе Кале, где глава семейства основал кружевную фабрику. Здесь юноша продолжил обучение рисованию у акварелиста Луи Франсиа (François Louis Thomas Francia), ученика известного британца Томаса Гёртина (Thomas Girtin). А в 1818 году Бонингтоны опять сменили место жительства, обосновались в столице Франции и открыли здесь магазин кружев.
В Париже увлечение Ричарда живописью окрепло. Он часто посещает Лувр, где копирует пейзажи голландских мастеров, а в 1820 году принимает решение поступить в Парижскую школу изящных искусств, где попадает в класс Антуана-Жана Гро (Antoine-Jean, Baron Gros). В это же время Ричард Бонингтон познакомился с Эженом Делакруа (Eugène Delacroix), дружба с которым растянулась на долгие годы.
Бонингтон часто выезжал в пригороды Парижа и писал пейзажи с натуры. Уже в 1822 году он выставил первые работы в парижском Салоне. Работая с акварелью, он параллельно пробует себя в масляной живописи и литографии, создавая иллюстрации к работе барона Тэйлора (Isidore Justin Séverin Taylor) под названием «Живописные путешествия по древней Франции» и разрабатывая собственную серию архитектурных зарисовок «Остатки и фрагменты». Почти весь 1824 год Ричард Бонингтон провел в Дюнкерке, рисуя очаровательные морские виды. В этом же году, выставив в Салон одну акварель и четыре картины маслом, получил главную золотую награду.
В 1825 году мастер возобновил тесное общение с Делакруа — они встретились во время визита к Александру-Мари Колену (Alexandre-Marie Colin), затем вернулись в Париж и некоторое время работали в одной мастерской. Под влиянием Делакруа Ричард Бонингтон, в последние годы писавший исключительно пейзажи, вновь вернулся к историческому жанру. Молодые художники заимствовали друг у друга идеи, искали новые способы передачи цвета и тени. И в этот же период талантливый Бонингтон разработал собственную технику смешивания акварели с камедью и гуашью, создававшую эффект масляной живописи.
Последние годы жизни Ричард Бонингтон провел в путешествиях — он побывал в Северной Италии, пожил около месяца в Венеции, затем вернулся в Лондон, оттуда в Париж. Во время странствий художник заразился туберкулезом. В середине 1828 года болезнь прогрессирует, и родители перевозят сына в Англию на лечение, которое оказалось безуспешным. Пейзажист покинул этот мир в возрасте 25 лет 23 сентября 1828 года. Изначально его похоронили на кладбище при часовне Святого Иакова в Пентонвилле, а в 1837 году состоялось повторное погребение останков Бонингтона, уже рядом с родителями в Кенсал-Грин.
Самые известные картины Ричарда Паркса Бонингтона
Картины Ричарда Паркса Бонингтона хранятся в известных музеях и приватных коллекциях. Самое большое собрание из 35 произведений экспонируется в лондонском музее Уоллеса. Среди лучших произведений живописца:
- «Побережье Нормандии» (1824) — лиричный пейзаж, написанный мастером во время коротких поездок на побережье. Картина хранится в частной коллекции.
- «Руан» (1825) — образец городского пейзажа. Мастер искусно передал атмосферу шумного портового города.
- «Венеция, Большой канал» (1826) — посмотрите на свободную манеру исполнения. Реалистическая точность в передаче прозрачности и невесомости световоздушной среды.
- «Генрих IV и испанский посол» (1827) — яркий пример точности и достоверности, с которыми Бонингтон воссоздавал в своих шедеврах исторические события.