Рой Лихтенштейн: яркий представитель поп-арта, разоблачивший потребительскую культуру
918
просмотров
Рой Фокс Лихтенштейн (родился 27 октября 1923 г. — умер 29 сентября 1997 г.) — американский живописец, скульптор, график второй половины XX века, творивший в стиле поп-арт, основанном на визуальном языке массовой коммуникации: рассказе в картинках. Творчеству Роя Лихтенштейна присущи массивные линии, точечный фон, яркие цветовые контрасты. Его картины, исполненные с применением полиграфических приемов, характеризуются чувством оптимизма и отражают потребительскую культуру общества.
Рой Фокс Лихтенштейн. Фотография художника, 1967

Биография Роя Лихтенштейна

Рой Лихтенштейн — сын еврейского брокера — родился 27 октября 1923 года в столице США. До двенадцатилетнего возраста он учился в простой школе, а затем был зачислен в элитную школу Франклина. Уже тогда юноша проявлял интерес к рисованию и художественному конструированию, любил посещать музеи. В 1940 году будущий художник поступил в третий по величине университет Соединенных Штатов, расположенный на территории штата Огайо (Ohio) в городе Колумбус (Columbus). Университетская кафедра искусствоведения была известна далеко за пределами страны.

Рой Лихтенштейн, обучаясь в университете, настойчиво пытался выработать уникальную манеру письма, искал собственный стиль в живописи. Его ранние произведения, напоминавшие стилистику Жоржа Брака (Georges Braque) и Пабло Пикассо (Pablo Picasso), поражали смелой цветовой контрастностью. Война прервала учебу живописца. С 1943 по 1946 год Лихтенштейн служил пехотинцем, в ходе военной подготовки принимал участие в зенитных учениях. Окончить магистратуру мастеру удалось только в 1949 году. Классическое образование позволило ему заняться преподавательской деятельностью. Спустя три года в галерее Карлебаха (Carlebach) торжественно открылась персональная выставка Роя Лихтенштейна. Критиками отмечались черты сразу двух направлений искусства — кубизма и экспрессионизма.

Рой Фокс Лихтенштейн. Картина «Возвращение героя», 1950

В этом же году художник переселился в Кливленд. Там он увлекся написанием портретов индейцев и ковбоев, подрабатывал изготовлением инженерных чертежей. В это время живописец изобрел мольберт, способный в процессе работы разворачивать холст. Это давало техническую возможность работать над произведением с любого угла.

Первым масштабным успехом была работа «Смотри, Микки!», ставшая неким прорывом. Благодаря ей Лихтенштейн обрел известность как основатель американского поп-арта.

Рой Фокс Лихтенштейн. Картина «Смотри, Микки!», 1961

В 1966 году знаменитая лондонская галерея Тейт (Tate Britain) купила диптих «Бу-ух!», чем спровоцировала недовольство общественности — картина не поднимала фундаментальные мировоззренческие проблемы искусства. Это событие способствовало активному росту популярности Роя Лихтенштейна среди представителей молодого поколения американцев. Картины, отражающие фрагменты жизненных историй, понятных обывателю, быстро росли в цене.

Рой Фокс Лихтенштейн. Картина «Бу-ух!», 1963

Лихтенштейн добивался того, чтобы его произведения смотрелись как напечатанные. Он применял типографские цвета, линии разнообразной толщины и направленности, массивы точек. Супергерои, эмоциональные блондинки, мультипликационные персонажи казались созданными путем универсального кода, известного одному автору.

Рой Фокс Лихтенштейн. Картина «Танцоры», 1974

С 1970-х годов мастер занимался скульптурой и монументальной живописью. В последние годы тяготел к абстрактному экспрессионизму, позволяя зрителю по-новому пережить пространство, почувствовать его реальность. 29 сентября 1997 года мир потерял талантливого художника-графика, чье творческое наследие насчитывает порядка 5000 художественных объектов.

Рой Фокс Лихтенштейн. Картина «Деревня на побережье», 1987

Самые известные картины Роя Лихтенштейна

Картины Роя Лихтенштейна, точно выразившие настроения и чувства своего времени, являются достоянием всего человечества. Они разоблачают искусственно тиражируемую культуру, навязанные представления об окружающей действительности и подтверждают тот факт, что поп-арт — зеркальное отражение «одноразового» общества.

  • «Я вижу всю комнату… Но в ней никого нет!» (1961) — загадочный сюжет, навеянный в ответ на супрематический «Черный квадрат» известного знакового авангардиста.
  • «Тонущая девушка» (1963) — шедевр мелодрамы. Пузырьки олицетворяют мысли. Героиня предпочитает утонуть, но не обратиться за помощью к некому Брэду.
  • «О, Джеф... я тоже тебя люблю… но…» (1964) — изображение стандартной американской ситуации. Текст придает портрету мощную динамику. Зритель понимает, что стоит за этой фразой.
  • «Женщина: солнечный свет, лунный свет» (1996) — объемный объект высотой 90 см, аверс и реверс которого имеют противоположные концепции, солнечную и лунную стороны жизни.
Рой Фокс Лихтенштейн. Картина «Я вижу всю комнату… Но в ней никого нет!», 1961
Рой Фокс Лихтенштейн. Картина «Тонущая девушка», 1963
Рой Фокс Лихтенштейн. Картина «О, Джеф... я тоже тебя люблю… но…», 1964
Рой Фокс Лихтенштейн. Скульптура «Женщина: солнечный свет, лунный свет», 1996

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится