Что первое приходит на ум, когда слышишь словосочетание «русский» стиль? Вероятно, - кокошники, роспись в стиле гжель или хохлома, резные наличники на окнах. Но как и когда стиль появился, есть ли значения в этих узорах?
Петр I уничтожил (ну, почти) русский стиль
Петр I, отучившись в Европе и наладив дипломатическо-дружественные каналы, на родине решил избавиться от всего «исконно» русского - он едва ли не объявил войну архаичному средневековью и рьяно обновлял и европеизировал Русь. Царь пригласил итальянских архитекторов строить дворцы вместо деревянных теремов, бояр заставил облачиться в европейские платья вместо традиционных кафтанов, сбрить длинные бороды и носить напудренные парики.
Его наследники в течение двух последующих веков развивали идею «прогрессивной России». Даже традиционную церковную архитектуру в 17-18 веках потеснило европейское барокко.
Но если столичную знать и официальную архитектуру Петр мог держать под контролем, то крестьянство и народные промыслы продолжали жить своей жизнью. Власть не вмешивалась в стили росписи прялок, не регламентировала узоры и мотивы народных мастерских, разбросанных по всей стране. Хотя кое-что в «русский стиль» привнес и царь-реформатор: из любимой Голландии он привез делфтский фарфор, бело-голубую расцветку которого позже стали копировать гжельские мастера.
Возвращение к корням
Возможно, «русский стиль» не дошел бы до нас, если бы ко второй половине 19 века дворянство не обратилось бы к «корням», не начало поиски национальной идеи и идентичности. В моду стали входить элементы примитивного народного стиля, а высшее общество интересоваться жизнью простых людей. Не последнюю роль сыграли и художники-передвижники, изображавшие суровый крестьянский быт.
Кроме того, на рубеже 19-20 веков возникло художественное объединение «Мир искусства», что занималось поиском и воплощением в произведениях визуального искусства исконно русских мотивов. В живописи стали часто появляться и сюжеты русских сказок - самый яркий пример работы Виктора Васнецова.
В книжной иллюстрации наиболее всего стали известны сказочные гравюры Ивана Билибина.
Русские красавицы в кокошниках и богатыри стали популярными образами даже в торговле - их изображали, например, на упаковках.
Крутой поворот сделало и театральное искусство. В начале 20 века антрепренер Сергей Дягилев организовал «Русские сезоны» в Европе, в рамках которых он вывозил на гастроли выставки, балетные и оперные постановки. Самый известный балет в русском стиле - «Жар-птица» Игоря Стравинского, костюмы и сценографию к которому выполнил Леон Бакст, также участник «Мира искусства».
Русские мотивы появились в интерьерах - стали модны изразцовые печи, народные вышивки. Ювелирное искусство не отставало - Фаберже и другие мастера стали выпускать столовые предметы и драгоценные безделушки в стиле средневековой Руси.
А апофеозом возвращения стиля можно считать празднование 300-летия Дома Романовых в 1913 году - дресс-код легендарного костюмированного бала, данного последним русским императором Николаем II, обязывал всех явиться в костюмах допетровской Руси.
Русский стиль в архитектуре
Но, безусловно, ярче всего русский стиль отразился в архитектуре. Особенно поддерживал его император Александр III, реакционер и носитель традиционных ценностей. Про него говорили, что он и сам выглядит как русский медведь - с бородой-лопатой, в отличие от своих предшественников с элегантными тонкими усиками.
Именно Александр III одобрил проект строительства Храма Спаса на Крови в Петербурге в так называемом псевдорусском стиле, с цветными куполами и мозаиками. Здание, вполне чуждое общему архитектурному облику города, строили в 1883 — 1907 годах, и оно очень напоминает московский Храм Василия Блаженного 16 века.
Архитектурный стиль, который принято называть «псевдорусский» имеет множество примеров и в Москве. В 19 веке на Красной площади появилось здание Исторического музея по проекту архитектора Владимира Шервуда. Чтобы не нарушать окружающий архитектурный ансамбль, оно было выполнено из красного кирпича и с характерными декоративными элементами - изобилием выпуклых деталей, арок, шатров, гирек и других приемов, которые активно использовались в древнерусском деревянном зодчестве.
Вскоре после постройки Исторического музея, совсем рядом появилось похожее по стилю здание Городской Думы (сейчас в нем находится Музей Отечественной Войны 1812 года).
В стиле старорусских боярских палат коллекционер Петр Щукин построил здание для будущего Музея русских древностей. В советское время здесь расположился Биологический музей имени К. А. Тимирязева.
Появились и здания, подражающие деревянному зодчеству 16-17 века. Так, деревянные узоры и резные элементы до сих пор можно видеть в декоре усадьбы славянофила Михаила Погодина в Москве, а схожие постройки и по всей России.
В 20 же веке архитекторы стали причудливым образом сочетать псевдорусский стиль и новый стиль модерн. Например, в таком стиле выполнен Ярославский вокзал в Москве, построенный Федором Шехтелем.
Современный русский стиль
В 2000-х годах произошло еще одно возвращение к корням и всему традиционно русскому - неоисторизм. В московской усадьбе Коломенское по старинным эскизам восстановили деревянный терем царя Алексея Михайловича, отца Петра I.
В парке Измайлово же построили развлекательный комплекс «Измайловский Кремль», который подражает русской архитектуре 16-17 веков.
Традиционные русские мотивы стали и предметом бизнеса - в регионах предлагают отели в стиле русской избы, завлекают в русскую баню. В последние годы появилось все больше ресторанов русской кухни - как традиционной, так и с современным переосмыслением привычных продуктов и рецептов. Одна из самых известных сетей ресторанов, эксплуатирующих русский стиль - МариВанна имеет филиалы в Лондоне, Нью-Йорке, Москве, Баку и обещает посетителю почувствовать «подлинный русский дух».
Модные дизайнеры, как мировые звезды, так и их менее известные русские коллеги, стали использовать национальные русские мотивы в своих коллекциях. Многие элементы апеллируют к росписям и паттернам народного творчества, это и кружево, и цветы павлопосадских платков, и бело-синие расцветки и узоры гжели.