Карлотта Гризи и Люсьен Петипа
Итальянская балерина Карлотта Гризи вошла в историю как первая исполнительница роли Жизели. Премьера этого балета состоялась в 1841 году в Париже. Ее партнером на первом спектакле «Жизели» стал аристократичный Люсьен Петипа, брат прославленного балетмейстера Мариуса Петипа. Участие дуэта способствовало грандиозному успеху постановки, ведь Гризи и Петипа считались лучшими артистами классического балета своего времени. В их танце, несмотря на сложность хореографии, сохранялась естественность. Впоследствии они танцевали вместе в «Пахите» и других постановках. Также Гризи работала с Мариусом Петипа. Считается, что ее танец был одним из источников вдохновения для великого хореографа.
Сьюзен Фаррелл и Джордж Баланчин
Об американской балерине Сьюзен Фаррелл невозможно говорить, не упоминая хореографа Джорджа Баланчина, изменившего лицо балета в XX веке. Фаррелл стала его музой, а он для нее — учителем, партнером и человеком, сделавшим возможной ее танцевальную карьеру. Баланчин называл Фаррелл «алебастровой принцессой» и ставил балеты специально для нее. Вместе они блистали в премьерной постановке «Дон Кихота» в 1965 году (на фото). Кроме того, Фаррелл солировала в таких балетах, как «Драгоценности», «Моцартиана» и многих других.
Хотя ходили слухи о том, что между Фаррелл и Баланчиным был роман, на самом деле отношения между ними никогда не выходили за рамки платонических. Творческое сотрудничество прекратилось, когда Фаррелл вышла замуж. Однако в 1975 году она вернулась в Нью-Йорке и работала с Баланчиным до его смерти в 1983 году.
Марго Фонтейн и Рудольф Нуриев
Один из самых блистательных танцевальных дуэтов XX века сложился в начале 1960-х. В то время многие были уверены, что пик карьеры 42-летней британской балерины Марго Фонтейн остался далеко позади. Нуриев же был моложе нее на 19 лет и находился в центре внимания после «прыжка к свободе», когда решил не возвращаться в СССР после зарубежных гастролей. Несмотря на совершенную несхожесть характеров, танцоры смогли создать волшебный дуэт на сцене и стать друзьями на всю жизнь. После «Лебединого озера» в Венской опере в 1964 году Фонтейн и Нуриева вызывали на сцену 89 раз! Не меньший успех сопутствовал им и в других странах. Они вместе танцевали вместе в течение 15 лет до 1970-х, когда Фонтейн закончила выступать.
Гелси Киркланд и Михаил Барышников
Советский и американский артист Михаил Барышников, которого уже в самом начале творческого пути называли «гением балета», во многом повторил судьбу Рудольфа Нуриева: в 1974 году во время гастролей Большого театра в Канаде он решил остаться на Западе и стал премьером Американского театра балета. Именно в США произошла его встреча с восходящей звездой Гелси Киркланд. К моменту их встречи она была одной из любимых учениц Джорджа Баланчина и исполняла ведущие партии.
Киркланд считала встречу с Барышниковым судьбоносной. Он же восхищался ее талантом, фанатизмом и отрешенностью. Они выступали вместе до середины 1980-х и выходили на сцену в качестве дуэта в «Жизели», «Ромео и Джульетте», «Спящей красавице», «Дон Кихоте» и телеверсии «Щелкунчика». В реальной жизни между ними развивался бурный роман. Впоследствии пристрастие Киркланд к наркотиками и ее психологические проблемы привели к тому, что она ушла из труппы и на какое-то время вообще оставила балет.
Екатерина Максимова и Владимир Васильев
Российские артисты балета Екатерина Максимова и Владимир Васильев познакомились в балетной школе и на всю жизнь стали партнерами не только на сцене, но и в жизни. Оба построили головокружительную карьеру, с успехом выступали по всему миру, воспитали множество талантливых учеников. Их дуэт блистал в «Дон Кихоте», «Шопениане», «Спартаке» и десятках других балетов. Вместе они справились с травмой позвоночника Максимовой, которая чуть было навсегда не лишилась возможности танцевать. В 2009 году Екатерины Максимовой не стало, а Владимир Васильев продолжает служить балету до сих пор.