«Это что ку-клукс-клан вышел на прогулку?» — часто спрашивают туристы из России. Нет, конечно, это nazarenos — процессии кающихся, а облачены они в капироты — средневековые испанские головные уборы, выглядящие, словно остроконечный колпак конической формы. Капироты полностью закрывают лицо, а на мир кающиеся смотрят сквозь прорези ткани, кроме того, многие участники шествий идут по улицам босиком.
Процессии nazarenos — многовековая традиция Semana Santa — Страстной недели, которая считается одним из главных религиозных праздников Испании. Что интересно, чаще всего испанцы во время Страстной недели пост не держат, напротив, в ресторанах — это самое горячее время, о чем упоминает автор романа «Севильский слепец» Роберт Уилсон — действие его книги происходит как раз во время Semana Santa в Севилье. Многие владельцы ресторанчиков даже специально расставляют на пути следования pasos столики и стульчики, дабы исполненные религиозного экстаза горожане могли подкрепиться и выпить вина.
Что такое pasos? Это сложные скульптурные композиции, изображающие Святых, Христа и Деву Марию. Зачастую фигуры выполняют из дерева, затем их наряжают в настоящие одежды, потом скульптуры устанавливают на платформу, вокруг них зажигают свечи и благовония, а после монументальную конструкцию торжественно проносят на руках по городу. Если же pasos — совсем огромное, то его передвигают на повозке.
Управляющего процессией человека называют катапас, именно он устанавливает чикоту — период времени, когда pasos следует носить по городу, после чего подает сигнал специальным молоточком — ламадором, сигнализирующим начало действа. Без знака капатаса носильщики pasos не имеют право поставить скульптуры на землю. Местные жители при виде платформ не сдерживают эмоций: они крестятся, поют молитвы и даже порой впадают в религиозный экстаз.
Вот, как описывает встречу с pasos Роберт Уилсон в своем романе «Севильском слепец»: «В конце улицы у Эскуэлас-Пиас над колышущимся морем черных голов возникла озаренная светом свечей Дева Мария. Ее склоненная голова, усыпанные драгоценностями белые одежды, залитые слезами щеки были окутаны дымом курящихся благовоний. Платформа качалась и подрагивала в темноте, омываемая волнами благоговения, которое устремляли к ней теснившиеся внизу люди. Поразительный образ красоты одновременно восторгал и отвращал, преисполнял мистическим трепетом и пугал. Толпа впереди все уплотнялась. Женщины-карлицы шептали молитвы и целовали свои четки».
Но, если pasos мало кого удивляют, то тот факт, что зачастую платформы несут, люди, закрывшие лица капиротами или же капорами с прорезями для глаз, напоминающими шапку палача, может не только удивить, но и не на шутку испугать человека, незнакомого с испанскими обычаями. Впрочем, иногда облаченные подобным образом люди шествуют по улицам испанских городов и без pasos, что вводит туристов в еще больший ступор.
А между тем традиция nazarenos или покаянных процессий во время Страстной недели — очень древняя, она берет свое начало аж в Средних веках, и даже сегодня многие истово кающиеся участники ритуальных шествий во время Semana Santa идут по улицам испанских городов босиком. Свое название nazarenos получили от города Назарет, где прошло детство Иисуса, но в старину процессии кающихся грешников называли по-разному, например, в Галисии их обозначали словом capuchones, в Моноваре — capuchos, а в Саморе — encapuchados. Все эти похожие наименования восходят к одному общему слову «capucha», что означает, «капюшон». Старые названия nazarenos, в данном случае, стопроцентное отражение исторических реалий, ведь изначально участники кающихся процессий, дабы совершить сакральное действо анонимно, закрывали лица не колпаками, в капюшонами, в Севильи же для этих целей использовались маски.
А вот узнаваемый остроконечный колпак капирот изначально был частью облачения флагеллантов — членов религиозного движения, возникшего в Испании в XIII веке. Флагелланты практиковали жесточайшую аскезу и умерщвляли плоть самобичеванием, но во времена разгула Испанской инквизиции церковь официально запретила использование капирота для добровольного покаяния.
Все дело в том, что остроконечный колпак инквизиторы додумались использовать в собственных целях. Его стали надевать как символ публичного унижения на несчастных, осужденных за преступления перед церковью. К примеру, часто людей в капиротах можно увидеть на картинах и офортах из серии Капричос Франциско Гойя. Цвета капиротов были разными — в зависимости от того, за что именно был осужден человек, так, приговоренные к смертной казни, отправлялись на эшафот в красных остроконечных колпаках.
Когда же Испанская инквизиция утратила свое могущество, капирот остался в народной памяти, как символ покаяния, а первыми носить этот головной убор во время ритуальных шествий в Страстную неделю додумались члены севильского религиозного братства San Juan de Letrán — произошло это лишь в XVIII веке. Сегодня капироты могут быть самых разных цветов, на груди у участников процессий — эмблемы религиозных братств, а еще современные испанцы считают, что, чем выше колпак, тем ближе путь к небу, а значит, и к Богу.
Цвета одежд участников процессий тоже выбраны не случайно, они согласуются с облачением Христа, описанным в Новом Завете. Так, члены некоторых религиозных братств облачены в алую или фиолетовую одежду — это иллюстрирует то, что, согласно Евангелию, римляне в насмешку надели на Христа алую царскую мантию. Прочие же носят белые бесшовные одежды — в испанской католической традиции считается, что подобное облачение носил Иисус.
Исторически во время покаяния участники процессий должны были посетить 5 или 7 храмов, в первом случае, число храмов соотносилось с пятью ранами Христа, во втором — с количеством слов, произнесенных Спасителем на кресте. Открывала шествие — молитва, сама процессия проходила в тишине, а гигантские свечи, которые и по сей день носят участники nazarenos, изначально использовались просто для того, чтобы осветить дорогу.
Сегодня участники nazarenos могут посетить всего один храм, а проходят шествия кающихся в разные дни Semana Santa, хотя в прошлом подобное практиковалось в Страстной Четверг и в Пятницу. Дело тут вот в чем, к семнадцатому веку число желающих принять участие в покаянных шествиях стало настолько большим, что члены различных религиозных братств не могли договориться друг с другом о том, кто в какое время посетит тот или иной храм. Это неизбежно приводило к конфликтам и даже к серьезным столкновениям между представителями религиозных общин. И тогда кардинал Фернандо Нино де Гуевара постановил, что кающиеся должны, во-первых, согласовывать между собой маршруты и время, а во вторых, им не нужно посещать так много храмов — достаточно зайти в конце шествия в главный городской собор Севильи.