Сэмюэл Палмер: английский мастер романтического жанра, чьи очаровательные пейзажи современники не оценили по достоинству
594
просмотров
Сэмюэл Палмер — гениальный британский художник-самоучка, который так и не снискал при жизни громкой славы и финансового благополучия. Чем помимо живописи он зарабатывал себе на жизнь.

Сэмюэл Палмер (Samuel Palmer; 27 января 1805 — 24 мая 1881 гг.) — известный английский художник XIX века, выдающийся представитель романтизма. Сэмюэл Палмер был блестящим мастером пейзажного жанра своей эпохи, причем большинство его картин написаны акварельными красками. Лучшие шедевры творчества художника в наши дни хранятся в британских музеях, а его биография представляет собой образец беззаветного служения искусству.

Сэмюэл Палмер. Картина «Автопортрет», 1825

Сэмюэл Палмер, несмотря на отсутствие академического образования, также был хорошим иллюстратором и гравером, но всю жизнь испытывал серьезные финансовые проблемы. Из-за постоянной нехватки денег он почти 20 лет совмещал профессиональную карьеру художника с работой учителя рисования, и только к концу жизни смог полностью посвятить себя искусству.

Сэмюэл Палмер. Картина «Горный пейзаж», 1828

Биография Сэмюэла Палмера

Сэмюэл Палмер родился 27 января 1805 года в Лондоне в семье владельца книжного магазина. С раннего детства мальчик воспитывался в строгих христианских традициях, его отец в прошлом был протестантским священником, а мать всю жизнь работала медсестрой в одной из столичных больниц для малоимущих.

Сэмюэл Палмер. Картина «Кукурузное поле при свете луны и вечерней звезды», 1830

У Сэмюэла с малых лет обнаружились способности к искусству, но родители не поощряли увлечение сына. С двенадцати лет будущий художник увлеченно рисовал городские пейзажи с изображениями церквей, а спустя еще два года впервые представил свои работы на выставке в Королевской академии.

Сэмюэл Палмер. Картина «После вечерни», 1830

Тем не менее отец категорически не хотел, чтобы Палмер-младший стал профессиональным художником и юноше пришлось самостоятельно постигать основы живописи. Окончив среднюю школу, Сэмюэл вынужден был заниматься семейным бизнесом, но в свободное время часто посещал Британский музей, где делал зарисовки уникальных экспонатов.

Сэмюэл Палмер. Картина «Сад в Шорхэме», 1830

В залах знаменитого музея Палмер познакомился с художником Джоном Линнеллем (John Linnell), который к тому времени был уже достаточно известным лондонским пейзажистом. Вдохновленный поддержкой нового друга Сэмюэл окончательно решил стать профессиональным художником и покинул родительский кров в 1825 году. Он купил себе старенький полуразрушенный домик в деревне Шорхэм в 50 км от Лондона и наконец смог полностью посвятить себя написанию картин.

Сэмюэл Палмер. Картина «Сарай с покрытой мхом крышей», 1831

Палмер-старший неоднократно предпринимал попытки уговорить сына отказаться от живописи, но ни одна из них увенчалась успехом. Сэмюэл прожил в Шорхэме 10 лет и этот период творчества, по мнению большинства искусствоведов, был наиболее успешным в его профессиональной карьере.

Сэмюэл Палмер. Картина «Вид на Тиволи», 1839

Тогда же Сэмюэл Палмер присоединился к художественному союзу под названием «Древние», объединявшего последователей Уильяма Блейка (William Blake). Члены этой группы выступали против коммерциализации изобразительного искусства, их идеи спустя двадцать с небольшим лет были подхвачены и развиты прерафаэлитами. Кроме Сэмюэла, все участники «Древних», были студентами Королевской академии художеств, но именно Палмер стал лидером творческого союза, который просуществовал до начала 1830-х гг.

Сэмюэл Палмер. Картина «Вечер, водопой», 1844

Хотя картины Палмера продавались плохо, постепенно он приобрел определенную известность в Англии и начал выбираться из глубокой финансовой пропасти, в которой оказался. А в 1835 году умер отец художника, оставив сыну небольшое наследство. Наконец у 30-летнего молодого человека появились деньги, он переехал из Шорхэма в Лондон, где уже мог позволить себе аренду квартиры.

Сэмюэл Палмер. Картина «Кенсингтонские сады», 1848

В 1837 году Сэмюэл Палмер женился на дочери Джона Линнелла Ханне, которая была моложе его на тринадцать лет. Этот брак был удачным, супруги счастливо прожили вместе более 40 лет, несмотря на постоянные денежные затруднения. А сразу после венчания пара отправилась в свадебное путешествие в Италию, которое продлилось около двух лет.

Сэмюэл Палмер. Картина «Летняя буря возле Пуллборо, в Саксессе», 1851

Вернувшись в Англию с многочисленными этюдами и зарисовками, художник долго не мог найти состоятельных заказчиков и ему пришлось давать частные уроки рисования, чтобы прокормить семью. В 1850-х гг. Палмер увлекся гравюрой, но и этот вид творчества не принес ему желаемого финансового благополучия, впрочем, как и иллюстрирование книг.

Сэмюэл Палмер. Картина «Этюд пилигрима», 1851

В 1862 году Сэмюэл Палмер перебрался из Лондона в небольшой городок Редхилл, расположенный на юге Англии. Здесь он прожил остаток своей жизни, изредка посещая британскую столицу по делам. Так и не добившись громкой славы и широкого признания, 24 мая 1881 года Сэмюэл Палмер умер в возрасте 76 лет. Его творческое наследие по достоинству оценили потомки гораздо позже, в середине ХХ века. А в наши дни картины гениального мастера по праву считаются классикой британского изобразительного искусства.

Сэмюэл Палмер. Картина «Закат», 1861

Самые известные картины Сэмюэла Палмера

Талантливый британский живописец-самоучка подарил человечеству немало прекрасных шедевров. И все же, самыми известными картинами Сэмюэла Палмера считаются:

  • «Сад в Шорхэме» (1830) — насыщенное яркими красками произведение, в центре которого перед зрителями предстает роскошное цветущее дерево. А фигура одинокой женщины на заднем плане лишь подчеркивает красоту простого сельского сада.
  • «Кукурузное поле при свете луны и ночной звезды» (1830) — работа, исполненная в темных, мрачных тонах. За неубранным полем кукурузы проглядываются очертания невысоких холмов, освещенные луной и одинокой звездой.
  • «Летняя буря возле Пуллборо, в Саксессе» (1851) — картина, большую часть которой занимает грозное небо, затянутое облаками. На ней в преддверии бури спешат укрыться от непогоды женщина с ребенком и пастух со стадом овец.
  • «Сон на Апеннинах» (1864) — шедевр, созданный автором на основе зарисовок, привезенных из свадебного путешествия в Италию. Очаровательный сельский пейзаж пробуждает у зрителя чувства глубокого умиротворения и спокойствия.
Сэмюэл Палмер. Картина «Сон на Апеннинах», 1864

Сэмюэл Палмер принадлежит к числу лучших мастеров романтической живописи XIX столетия, хотя большинство современников прохладно относилось к его творчеству. А заслуженное признание пришло к художнику только через много лет после смерти.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится