Сергей Соломко: костюмы для императорского бала и колода карт от самого знаменитого русского иллюстратора XIX века
693
просмотров
Работы Сергея Соломко хорошо известны каждому. Карточная колода «Русский стиль», где представители русского дворянство облачены в костюмы по его эскизам, пользуется популярностью до сих пор. Однако об авторе этих рисунков известно немного – а ведь он вдохновил даже дизайнеров по костюмам вселенной «Звездных войн»…
Акварель Сергея Соломко.

Творческая судьба Соломко была неоднозначной. С одной стороны, он работал много, был популярен и успешен. С другой – оказался практически «невидим» для искусствоведов и подвергался жесточайшей критике…

Он появился на свет в богатой и знатной семье, получил прекрасное образование – окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, затем стал вольнослушателем Петербургской Академии художеств.

Когда в России начала развиваться журнальная периодика, возник вопрос об иллюстрировании журналов. В то же время под влиянием «Мира искусства» журналы начали обращаться к художникам, способным создавать оригинальную графику, а не граверам, перерабатывающим чужие художественные произведения. Наряду с Елизаветой Бем, Сергей Соломко встал в авангарде самобытных русских иллюстраторов XIX века.

Соломко оказался в авангарде русских дореволюционных иллюстраторов...

Соломко начал с журнальной иллюстрации, но не ограничился ею. В 1880-х годах он сотрудничал с журналами «Север» и «Нева», был близок журналу «Мир искусства», создал цикл иллюстраций к произведениям Пушкина, Лермонтова, Гоголя. На волне возрождения национального самосознания многие художники создавали работы с отсылками к историческому прошлому, в то же время реконструируя, перерабатывая древнерусские мотивы, заново изобретая «русский стиль», который впоследствии, благодаря экспорту продукции, всемирным выставкам и «Русским сезонам» Дягилева завоевал любовь европейцев. Соломко был одним из художников «прикладного» плана, работавшим в неорусском стиле. Он сотрудничал с Императорским фарфоровым заводом, рисовал открытки, которые были необычайно популярны.

Галантная сценка в древнерусском стиле.
Девушка в русском уборе и молодой римлянин.

Соломко и в России, и за границей знали в основном по изображениям очаровательных девушек и юношей в русских костюмах различных эпох, флиртующих друг с другом практически в духе «галантного века», а не допетровской Руси. Милые сценки на природе, возле колодцев и плетней, среди берез или на тихих улочках создавали образ идиллического прошлого, в котором хотелось бы жить. Надо сказать, что Соломко не копировал костюмы своих героев с музейных экспонатов. Он, опираясь на исторические образцы, разрабатывал уникальный дизайн каждого образа. Поскольку «славное прошлое» вошло в моду, работы Соломко очень полюбили столичные модницы, заимствовавшие для своих нарядов тонкие оттенки и изящные детали костюмов красавиц с его открыток.

Соломко сам придумывал костюмы на основе исторических.
Очаровательные пары в древнерусских костюмах.

Именно костюмы в неорусском стиле стали самым крупным, ответственным и известным заказом, который выполнял Сергей Соломко. В 1903 году ему довелось создать эскизы для костюмированного бала в Зимнем дворце – самого известного бала времен правления последнего русского царя. Благодаря появлению фотографии до нас дошло немало снимков этого события. Николай II видел в этом маскараде своего рода акт возрождения традиций допетровской эпохи, возвращения к обрядам московского двора, к исконно русской самобытности. Соломко сумел сделать торжественный, но громоздкий боярский костюм изящным и легким, ведь гостям предстояло танцевать в них всю ночь. Известно, что один из костюмов принцессы Падме Амидалы из фильма «Звездные войны. Эпизод II: атака клонов» вдохновлен именно работами Соломко для бала в Зимнем дворце 1903 года. На основе эскизов Соломко была выпущена колода игральных карт «Русский стиль», по иронии судьбы завоевавшая огромную популярность в СССР и с тем же успехом перевыпущенная уже в современной России.

Неорусские костюмы в работах Соломко.
Неорусские костюмы в работах Соломко.

В 1910 году Соломко получил богатое наследство и… уехал из России. Он поселился в Париже, где продолжал рисовать сценки из боярской жизни, которые создавали у европейцев определенные представления и о современном им российском быте.

Во время Первой мировой войны Соломко создавал агитационные открытки в основном антивоенного характера, в которых часто присутствовал образ Иисуса Христа и христианских мучеников – например, распятая Польша. После он занимался созданем музея Первой мировой. Кроме того, во Франции Соломко вернулся к проектированию костюма, на сей раз театрального. Он сотрудничал с Анной Павловой и Матильдой Кшесинской.

Символистские работы Соломко по мотивам русской культуры.

И современники, и советские искусствоведы по-разному оценивали творчество Соломко, но преобладало жестко негативное отношение – «вульгарный галантерейный вкус». Художник Игорь Грабарь назвал его «генералом декадентов» (отсылая, в частности, к его происхождению – отец Соломко был генералом). Соломко обвиняли в потворстве вкусам толпы, упадничестве, пошлости. Он, будучи, что называется, «в тренде» в глобальном смысле, не соответствовал идеям ни одного художественного объединения. Он, с одной стороны, следовал принципам «искусства ради искусства», создавая чистую, беспримесную, однозначную красоту без морализаторства и социального подтекста, с другой стороны – работал как художник декоративно-прикладного направления и рисовал работы, понятные и близкие широкому кругу людей, без сложных философских отсылок и загадочных символов. Но, несмотря на жесткую критику, Соломко, пожалуй, самый всенародно любимый иллюстратор дореволюционной России – у него до сих пор множество поклонников, готовых отдать немалые деньги хотя бы за переиздание его открытки, а колоду «Русский стиль» можно приобрести едва ли не в любом магазине подарков.

Рисунки Соломко не любили критики, но обожали простые люди.

О личной жизни Сергея Соломко практически ничего не известно. В 1927 году он тяжело заболел, и общество русских художников в Париже провело несколько благотворительных вечеров, чтобы его поддержать. Однако в 1928 году художник, находившийся в Русском старческом доме, скончался и был похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Сказочные иллюстрации Соломко.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится