Родители Шостаковича — музыканты
Миф. Отец Дмитрия Шостаковича любил музыку, но работал поверителем Главной палаты мер и весов: Дмитрий Болеславович был выпускником физико-математического факультета Петербургского университета. А вот мать известного композитора Софья Кокоулина и правда была пианисткой. Она занималась по классу фортепиано в Петербургской консерватории. Собственно, первые уроки музыки Шостакович получил дома.
У Шостаковича были сложные отношения с советской властью
Правда. Большая часть жизни Шостаковича прошла под звездой советского времени. Композитор нередко оценивался номенклатурой по политическим, а не по музыкальным критериям: то был в фаворе, то впадал в немилость.
Так, 28 января 1936 года в газете «Правда» его опера «Леди Макбет Мценского уезда» подверглась жесткой идеологической критике за «антинародный», «формалистический» характер. Для композитора это было тяжелым ударом, ведь после такой рецензии для любого знакомство с Дмитрием Дмитриевичем стало нежелательным, общение с ним грозило неприятностями.
Впрочем, композитор сумел побороть немилость системы и блеснуть Пятой симфонией. Это произведение официальная критика сочла актом раскаяния.
В 1948 году композитора вновь травили за «формализм» и подверженность «западному влиянию». Музыку Шостаковича запретили к исполнению, а он сам был изгнан с преподавательских должностей в консерватории.
В 1953 году Сталин умер, и музыка Шостаковича буквально воспрянула. В произведениях композитора появилась свобода. Шостакович смог опубликовать написанные «в стол» произведения, например, Четвертую симфонию. Также были опубликованы и произведения, в которых изображены ужасы сталинских репрессий.
«Без руководящих указаний партии, — сказал Шостакович позднее, — я бы продемонстрировал больше блеска, больше сарказма, мог бы выразить свои идеи открыто, не прибегая к маскировке».
Правда. В интервью BBC сын Шостаковича Максим подтвердил: «Он в те годы был в хороших отношениях с маршалом Тухачевским. Тухачевский был музыкальный человек, играл на скрипке и вообще очень любил музыку Шостаковича. И когда обрушилась критика на оперу „Леди Макбет Мценского уезда“, Тухачевский даже защищал Шостаковича, он считал, что это великая музыка, и был прав».
Шостакович болел за «Зенит»
Правда. В 1930-е годы Шостакович болел за ленинградское «Динамо», а после войны — за «Зенит». Шостакович даже написал музыку для балета «Золотой век», где есть футбольный номер. В письме Болеславу Яворскому от 3 июля 1940 года композитор писал: «Я нежно полюбил это поучительное зрелище и уже в течение пяти лет не пропускаю ни одного матча. В этом деле я уже приобрел некоторую квалификацию и являюсь зрителем академического толка».
Шостакович стал известным в 20 лет
Правда. С 1923 года Дмитрий Шостакович вел работу над Первой симфонией. Произведение стало по совместительству и его дипломной работой. Премьера состоялась в 1926 году в Ленинграде. Позже композитор вспоминал: «Симфония вчера прошла очень удачно. Исполнение было превосходное. Успех огромный. Я выходил кланяться пять раз. Все великолепно звучало».
Шостакович был депутатом Верховного совета РСФСР
Правда. В 1947 году Шостакович стал депутатом Верховного совета РСФСР. Будучи у власти, Шостакович пытался помочь тем, кто к нему обращался. Просящие писали на конвертах: «Москва. Кремль. Шостаковичу», — так письма доходили до адресата. Эта работа, конечно, отвлекала композитора от творчества. Усилия Дмитрия Дмитриевича зачастую не приносили результата: к примеру, композитор много хлопотал за Иосифа Бродского, но тщетно. Но все же Шостакович просил для кого-то квартиры, выбивал стипендии, деньги на лечение, должности. Часто композитор подписывал официальные бумаги, не вникая в их суть. Так, он подписал бумагу, осуждающую академика Сахарова. Многие впоследствии осуждали Шостаковича за этот автограф.
В 1974 году композитор сравнил себя с героем рассказа Чехова «Палата № 6»: «…Когда в этой повести речь идет об Андрее Ефимовиче Рагине, то мне кажется, что я читаю мемуары обо мне. Особенно это относится к описанию приема больных, или когда он подписывает „заведомо подлый счет“, или когда „мыслит“… И ко многому другому. Перечитайте „Палату № 6“. Тогда „мой образ“ для Вас станет ясным».
При этом сын Шостаковича Максим вспоминал, что видел отца плачущим только два раза: когда умерла его жена и когда «его тащили в партию».
Седьмая симфония была написана в блокадном Ленинграде
Миф. В блокадном Ленинграде в сентябре 1941 года были закончены первые три части Седьмой симфонии, а 1 октября композитор вместе с семьей был эвакуирован в Куйбышев, где 27 декабря 1941-го и завершил работу. Премьера «Ленинградской» симфонии прошла 5 марта 1942 тоже в Куйбышеве. Ленинградская премьера состоялась лишь 9 августа в осажденном фашистами городе.
Сын Дмитрия Шостаковича — тоже композитор
Миф. Максим Шостакович действительно пошел по стопам отца, правда стал дирижером и пианистом, а не композитором.
Любимый композитор Шостаковича — Бах
Правда. Восхищение Иоганном Себастьяном Бахом сопровождало Шостаковича всю жизнь. Например, в 1927 году композитор заполнял анкету по психологии творчества профессора Романа Грубера и в ряду любимых композиторов указал Баха.
Музыка Баха была наполнена для Шостаковича скрытым духовным содержанием. В СССР этот лейтмотив был запрещен. Исаак Гликман, российский литературовед и преподаватель Санкт-Петербургской консерватории, вспоминал, как много Шостакович рассуждал о «горячей любви» к Баху и говорил о том, как о «необыкновенном человеке, феноменальном мастеровом, именно мастеровом».
Шостакович сочинил «24 прелюдии и фуги», прообразом которых стал цикл Баха «Хорошо темперированный клавир».
Дмитрий Шостакович появлялся на обложке журнала Time
Правда. В июле 1942 года известный американский журнал Time поместил на обложку Дмитрия Шостаковича. Композитор изображен в каске пожарного на фоне горящего Ленинграда. Во время войны Шостакович действительно гасил на крыше консерватории немецкие зажигательные бомбы.
«Прошлой зимой, слушая грохот немецких орудий, глядя, как гасят немецкие «зажигалки» на крыше Ленинградской консерватории, пожарный-доброволец Шостакович гневно сказал: здесь музы говорят одновременно с пушками, — было написано в журнале. — Седьмая симфония Шостаковича, созданная для огромного оркестра, хотя и не является очевидным батальным произведением, тем не менее представляет собой музыкальную интерпретацию рассказа о военной России. Строго говоря, это скорее даже не симфония, а симфоническая сюита. <…> Те, кто видит Шостаковича впервые, находят его застенчивым, серьезным и даже заумным. В непринужденной обстановке или среди музыкантов он расслабляется, шутит, спорит с друзьями, кто больше выпьет. Он любит машины, быструю езду, американские журналы, читает американских авторов, наиболее импонирующих русским: Марка Твена, Джека Лондона, Теодора Драйзера, Эптона Синклера. Будучи человеком насквозь городским, он терпеть не может dacha (русские летние бунгало) и komary (вездесущих русских москитов). До немецкого вторжения Шостакович жил в пятикомнатной ленинградской квартире со своими родными (женой, двумя детьми, матерью, сестрой и сыном сестры) и горами партитур, а также книг о музыке и спорте. Страстный любитель футбола, Шостакович регулярно пишет в главную русскую спортивную газету «Красный спорт».