Собор Санта-Мария-дель-Фьоре: символ Флоренции, который возводили полтора столетия
0
0
804
просмотров
В центре Флоренции есть уникальное, совершенно восхитительное здание – Собор Санта-Мария-дель-Фиоре. Его строили 150 лет, но столь долгая и кропотливая работа того стоила: гигантский, безумно красивый кафедральный собор может вместить одновременно триста тысяч человек, и это не единственный его рекорд. В общем, об этой достопримечательности нужно непременно узнать подробнее и разглядеть каждую её деталь.
Красота, которую трудно передать словами...

Строительство растянулось на полтора столетия

Эпоха раннего Ренессанса, или флорентийского кватроченто, в числе самых известных представителей которой был гениальный Боттичелли, приходится на XV столетие, и именно в этот период на центральной площади Флоренции было завершено строительство великолепного собора. Началось же его возведение на полтора века раньше. Его решили построить на месте старого, уже обветшавшего городского собора Санта-Репарата. Последний простоял здесь 900 лет, так что неудивительно, что его стены стали разрушаться, да и разросшееся население города требовало более вместительного здания для посещения литургий.

Здесь непременно нужно побывать.
Собор эпохи Ренессанса.

В то время соперниками Флоренции были не менее заметные города Сиена и Пиза, и горожане решили обойти в роскоши и архитектурном размахе соборы соседей. И, надо сказать, им это удалось: на дату постройки (1430-е годы) Санта-Мария-дель-Фьоре оказался самым крупным собором в Европе. Считалось, что в нем запросто могут уместиться все жители Флоренции и даже еще место останется – в городе на тот момент жило примерно 90 тыс. человек, а собор рассчитан на 300 тысяч.

Собор строили около 150 лет.

Он грандиозен во всем

Интересно, что в строительстве собора принимали участие не менее шести архитекторов, поочередно сменивших друг друга. Изначально это ответственное дело было поручено Арнольфо ди Камбио, скульптору и архитектору, работавшему в стиле проторенессанса. Он придумал проект и начал возводить стены, но, увы, вскоре умер, и строительство прекратилось. Лишь 30 лет спустя его возобновили – уже под руководством Джотто. Он сразу принялся за возведение колокольни, которую впоследствии стали называть «кампанила Джотто».

Собор рассчитан на 300 тысяч прихожан.
Флорентийский собор привлекает миллионы туристов со всего мира.

После смерти второго зодчего над проектом работали еще несколько архитекторов. Кстати, к 1436 году, когда было проведено освящение храма, работа над его фасадами так и не была завершена. Тем не менее, собор работал и принимал прихожан, а завершить фасад довелось уже много лет спустя, в 1887-м, мастеру Эмилио де Фабрису.

Потрясающий фасад.
Фрагмент фасада собора.

Авторами скульптур, установленных на втором ярусе колокольни (кампанилы), стали сразу несколько знаменитых мастеров, в том числе Пизано и Донателло. Кстати, те фигуры, которые мы сейчас видим, не настоящие, а великолепно сделанные копии. Подлинники же хранятся в музее Собора.

Скульптуры-копии.

Архитектура Санта-Мария-дель-Фьоре уникальна. Если смотреть сверху, здание с тремя нефами (узкими помещениями) и полукруглым выступом-апсидой имеет форму латинского четырёхконечного креста.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Вид сверху.

В этом здании уникально все – и гигантский темно-красный купол диаметром 42 метра (самый большой кирпичный купол в мире), и панели из зеленого и розового мрамора, которыми облицованы наружные стены, и 45-метровые своды.

Оригинальная облицовка и уникальный купол.

Фрески показывают, что ждет грешников

Ну а знаменитые фрески флорентийского собора, покрывающие внутреннюю часть купола – это вообще что-то грандиозное! Писать их начал Джорджо Вазари, а завершил работу после смерти автора Федерико Цукарро.

Внутренняя часть купола и интерьер здания.

Общая площадь расписанной поверхности равна примерно половине футбольного поля (3600 м²), ну а в качестве темы Вазари выбрал Страшный суд. Считается, что при создании сюжетов автор вдохновлялся творчеством Данте, Босха, Боттичелли, Джотто и других великих творцов, посвятивших свои произведения литературы или живописи этой важной для христианина теме.

Купол, расписанный на тему Страшного суда.

Картины Ада в нижней части огромного панно сменяются более светлыми сценами добродетелей, а на третьем ярусе, ближе к центру, изображен Иисус и вместе с ним – Богородица и святые. В самой верхней части купола можно разглядеть ангелов, а также Старцев Апокалипсиса.

Это грандиозно и восхитительно.

Все сцены и персонажи выглядят очень реалистично и вводят в трепет наиболее впечатлительных посетителей храма. Особенно устрашающее впечатление производит дьявол, пожирающий грешников, и другие сцены мучений в Аду – например, расправа над развратной женщиной и мужчиной-мужеложцем, которым прижигают огненным пламенем интимные места. И как контраст с темой вечных мучений – умиротворяющие светлые и нежные фрески, на которых изображен Рай.

В нижней части Ад, а в верхней - Рай.

Одна из многочисленных достопримечательностей флорентийского собора – странные часы, изготовленные в середине XV века мастером Паоло Уччелло, которые известны как «Часы Дуомо». Они работают по юлианскому времени и их стрелка ходит в обратном направлении, а отметок на циферблате 24.

Знаменитые часы
Старинные Часы Дуомо неоднократно реставрировали и ремонтировали. /
Фрагменты часов, расписанные великим мастером.

Кстати, именно в этом соборе в конце XV века произошло известное историческое событие –покушение на главу Флорентийской республики Лоренцо Медичи и его брата, организованное папой Сикстом IV. Лоренцо тогда лишь чудом избежал расправы, спрятавшись в ризнице, а вот его брат Джулиано Медичи погиб.

Собор с многовековой историей.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится