Первый камень в фундамент величественного Собора Святой Софии был заложен еще во времена Византийской империи. На месте языческих святынь, пострадавших от пожаров в далеком 537 г., был воздвигнут восточно-православный собор, который пережил немало событий и кардинальных трансформаций.
С изменением религиозных канонов и собор претерпевал реформы, когда старообрядчество в этом регионе потеряло приоритет, ему на смену пришел католицизм. По этой причине Софийский собор стал называться римско-католический храмом, но начиная с 1453 г., после захвата города османами христианская святыня была преобразована в мечеть. Лишь в 1935 г. он перестал быть культовым сооружением и теперь Собор Святой Софии существует как культурно-исторический музей, куда каждый год приезжают тысячи посетителей, чтобы увидеть захватывающую карту истории, скрытую в различных архитектурных стилях.
И это немудрено, ведь каждый изгиб, каждый элемент декора повествует об истории создания уникального памятника, начавшейся задолго до того, как был возведен храм, который мы может видеть сейчас.
История создания: До возведения Собора Святой Софии на этом священном месте было срублено два культовых языческих сооружения, сгоревшие во время пожаров. После последней трагедии в 532 г. император Юстиниан I приказал построить новый, более роскошный храм. Для этих целей доставлялся высококачественный камень и мрамор. Для оформления портика по приказу императора из древних храмов были привезены мраморные колонны со всех уголков его империи. На строительные работы было нанято более 10 тыс. человек, которыми руководил архитектор из Траллеса Антемий (Исидор Милетский). Чтобы храм был более величественным правитель приказал украсить практически все элементы интерьера золотом, серебром, слоновой костью и полудрагоценными камнями. Понадобилось почти 6 лет, чтобы состоялось тожественное открытие новой базилики (27 декабря 537 г.) императором Юстинианом I.
Теперь эта базилика считается образцом византийской архитектуры. Ее императорский купол, несколько раз подвергавшийся реставрации и переделке, до сих пор вызывает восхищение. И это понятно, ведь его грандиозные размеры действительно впечатляют – купол диаметром 31 м. достигает высоты 55,6 м. За много веков существования святыня преображалась и изменялась, сохраняя на своих стенах все больше и больше уникальных изразцов, надписей, фресок и т.д. И это немудрено, ведь грандиозный храм с большим нефом и сверкающими золотыми мозаиками только 900 лет был христианским собором, не говоря о последующих трансформациях.
Несмотря на почтенный возраст и реконструкции, даже сейчас на стенах и колоннах «Софии» можно увидеть уникальные мозаики и надписи-граффити, созданные мастерами из монашеских кругов на протяжении нескольких веком. Также можно увидеть письмена сделанные выходцами из Киевской Руси. На некоторых стенах есть даже рунические скандинавские надписи, нацарапанные воинами варяжской гвардии византийского императора.
Все надписи и сюжеты мозаик до сих пор активно изучаются исследователями, причем тайну происхождения некоторых событий и изображенных архитектурных сооружений до сих пор не могут разгадать, ведь не сохранилось ни единого аналога.
С падением империи после прихода османов, христианскую святыню начали активно перестраивать и превращать в мечеть. Примечательно, что все работы проводились с максимальной осторожностью и уважением к символам другой веры. Об этом свидетельствует тот факт, что золотые мозаики, надписи и фрески не были разрушены во время этого процесса, а лишь покрыты штукатуркой.
Более того, во время преобразования интерьера культовая коллекция исламской каллиграфии также была нанесена на свободные стены Собора Святой Софии, чего нет ни в одной другой мечети мира. Специалисты считают, что такой порыв был продиктован той красотой, которую видели перед собой османские мастера.
Конечно же, не обошлось и без строительства минаретов – высокой башни разной формы, с которой призывают верующих на молитву, являющейся одним из главных элементов в архитектурной конструкции мечети. Теперь уже в Айя-Софии (с тех пор так ее называли) минареты были возведены в разные периоды.
Справка: В арабском языке «айя» имеет два значения. Это может быть имя – чудесная, изумительная, прекрасная, особенная. Также может обозначать маленькую главу Корана.
При султане Фатихе Мехмеде, который и захватил Константинополь (впоследствии Стамбул), был построен юго-западный минарет, сын его Баязид II возвел северо-восточный, а вот два остальных сооружения создавались намного позже. Их проектированием и строительством занимался Синан – один из самых известных османских архитекторов и инженеров.
После строительства минаретов установили мраморный резной минбар (трибуна, с которой имам читает пятничную проповедь), а в XVIII столетии в следствие перестройки собора (при султане Махмуде I) в 1739—1742 гг., пришлось перенести алтарную части собора, чтобы установить в нем михраб (ниша, в которой молится имам мечети).
Постепенно мечеть превращалась в помпезное религиозное сооружение, в котором хранились самые значимые святыни и привезенные трофеи с захваченных территорий. Те бронзовые подсвечники, которые сейчас можем видеть возле михраба были привезены еще в 1526 г. из Буды (столица Венгрии до захвата Османской империей) султаном Сулейманом Великолепным.
После многовековой истории существования в роли мечети первый президент Турции Мустафа Кемаль Ататюрк распорядился превратить Собор Святой Софии в музейный комплекс. По этой причине с 1935 г. началась грандиозная реставрация, длившаяся несколько десятков лет. В ее ходе было решено снять штукатурку, чтобы раскрыть уникальную мозаику, которая прекрасно сохранилась под ней. После снятия огромных ковров взору посетителей предстал роскошный мраморный пол с витиеватым Omphalos (священный объект), находящийся в центре.
Работы выполнялись так, чтобы сохранить и исламские украшения, и религиозные символы христиан. Учитывая столь почтенный век святыни была проведена реконструкция некоторых элементов сооружения и интерьера. Благодаря проведенным работам посетители, приходя в Собор Святой Софии могут видеть лучшие образцы византийского и османского стилей. Причем подобного переплетения различных культур в одном сооружении нельзя найти в целом мире.