Капелла в Роншане
На этом месте с раннего средневековья существовали религиозные сооружения, но впоследствии постройкам здесь как-то не везло – в 1913 году часовня на этом месте сгорела после удара молнии, ее преемница в 1944 была разрушена при бомбежке… И когда возник вопрос о ее восстановлении, оказалось, что новую построить дешевле – нужно только найти хорошего архитектора. Местные власти выбрали Ле Корбюзье. Это было очень странно: архитектор вырос в семье протестантов, но испытывал стойкую неприязнь к религии в то время. Он называл церковь «мертвым институтом» и всячески отмахивался от церковных заказчиков – но те, словно вдохновленные каким-то божественным озарением, не отступали. В конце концов, они соблазнили Ле Корбюзье полным отсутствием каких бы то ни было ограничений.
Капелла стала первой его религиозной постройкой и многое изменила. Архитектор нашел свою веру – хоть и не церковную, и осознал значение религии в жизни людей. И в то же время он отказался от своих – буквально – железобетонных «принципов современной архитектуры», создав нечто мягкое, плавное, органическое, гармонично вписанное в ландшафт. Такое «предательство» объяснялось назначением здания. В прямоугольных постройках хорошо жить и работать, но для выражения духовных стремлений перпендикуляры чужды.
В капелле в Роншане практически нет традционной христианской символики, но есть отсылки к первому, катакомбному, периоду в истории христианства – внутреннее пространство капеллы кажется пещерой, окна и исповедальни словно высечены в скале. В капелле и по сей день проводятся службы, но большинство ее посетителей – туристы, увлеченные современной архитектурой.
Монастырь Сент-Мари-де-ла-Туретт
Здание монастыря построено для монахов-доминиканцев. Оно, отсылая к романской архитектуре, выглядит скорее как остов заброшенного индустриального строения и вызывает мысли о том, что случится с городами в случае исчезновения людей – столь мрачное и величественное впечатление он производит. Архитектор планировал решить культовое сооружение по принципу светских, создав ощущение защищенности, целостности, некой «семейности». Заказчики рекомендовали ему опираться на традиционные монастырские постройки, и, действительно, планировка внутреннего дворика соответствует сохранившимся средневековым постройкам. Мрачное огромное здание, замкнутое в себе самом, резко противопоставлено идиллическому лесному пейзажу – как суровая и аскетичная монашеская жизнь противопоставляет себя инстинктивному, страстному, природному.
Здесь Ле Корбюзье еще применяет собственные «принципы современной архитектуры», но уже интерпретирует их в более брутальном ключе – тяжелые формы, грубый бетон, плоские крыши, наклонные опорные конструкции, всполохи цвета на фоне серых поверхностей….
С высоты становится понятно, что весь монастырский комплекс решен в форме креста, вписанного в прямоугольник. Внутри – кельи, напоминающие скорее купе поездов или корабельные каюты – тему максимально компактного и функционального жилого пространства архитектор разрабатывал всю жизнь, хотя в де ла Туретт реализовал ее совершенно не так, как предполагали заказчики. К кельям ведут узкие коридоры с ленточными окнами, внимание привлекают цветные геометричные витражи. Ритм оконных решеток, необычно выглядящий и снаружи, внутри, благодаря естественному освещению, в течение дня создает различные узоры на стенах и на полу. Освещение вообще играет большую роль в этом проекте – например, на уровне кровли расположены световые пушки. В здании не запланирована звукоизоляция, и, благодаря великолепной акустике, создаваемой огромным пустым пространством, любой шорох приобретает гулкое, потустороннее звучание.
С необычным геометричным остеклением связывают имя руководителя строительства монастыря – грека Яниса Ксенакиса, архитектора, композитора и политического беженца.
Сегодня монастырь не функционирует как религиозная постройка. На его территории проходят конференции, выставки и другие культурные мероприятия.
Церковь Сен-Пьер де Фирмини
Ле Корбюзье так и не увидел эту постройку – она была завершена спустя сорок лет после его кончины. В середине 50-х мэр Фирмини, друг архитектора, пригласил его работать над благоустройством города. Местный приход отказался финансировать ее строительство в 60-х годах, мотивируя тем, что проект не соответствует потребностям прихожан, а французское законодательство запрещает финансирование религиозного строительства из госбюджета. Наконец, в 2004 году был решен вопрос с финансированием, доработаны и изменены чертежи Ле Корбюзье его учеником Хосе Убрери, чтобы постройка соответствовала современным нормам строительства – например, добавлены системы кондиционирования. Убрери упоминал, что, если церковь будет пользоваться популярностью, ее авторство припишут Ле Корбюзье, а если она придется не по вкусу властям, жителям города и туристам – значит, ее навсегда свяжут только с именем Убрери.
Даже для модернистской архитектуры эта церковь выглядит необычно. Ее конусообразная форма глубоко символична. Во-первых, она отсылает к индустриальному характеру самого Фирмини – шахтерского города. Во-вторых, она олицетворяет связь неба и земли – окна при естественном освещении проецируют очертания созвездий на стены, а конусообразная форма постройки – намек на космический корабль. На самом деле церковь в Фирмини не функционирует как культовое сооружение. На ее первом этаже, изначально спроектированном для приходских нужд, располагается музей, посвященный деятельности Ле Корбюзье, и сама она существует как памятник ему.