Ее звали Люси Шваб, но она выбрала другое имя, нивелирующее половую принадлежность. Она родилась в 1894 году в богатой еврейской семье, получила прекрасное образование (Оксфорд и Сорбонна), с детства находилась в кругу знаменитых писателей и философов.
С юности Люси отличалась хрупким душевным здоровьем, и неоднократно лечилась от психических расстройств. Ее мать также была больна и почти всю жизнь после рождения дочери провела в психиатрической клинике.
Биография Люси пестрит неудавшимися попытками суицида: жажда жизни оказалась сильнее. Но не только эмоциональная неустойчивость и богатая фантазия отличали ее от окружающих: любовные предпочтения Люси Шваб также не находили понимания в ее среде.
В 1908 году ее дядя – известный в те годы писатель Марсель Шваб – женился на вдове своего лучшего друга. А Люси… поняла, что без памяти влюбилась в свою сводную сестру и подругу детских лет Сюзанну Малерб.
Та ответила взаимностью и на всю жизнь стала ее возлюбленной, спутницей, соратницей. Вместе они покинули родной Нант и переехали в Париж, выбрав себе новые имена – Клод Каон и Марсель Моор. В Париже их жизнь была невероятно насыщенной. Марсель Моор зарабатывала на жизнь книжной иллюстрацией. Клод Каон увлеклась фотографией. Она нередко фотографировала свою возлюбленную и друзей, создавая мистические портреты в духе модного тогда сюрреализма – отражения, зеркала, двухголовые люди, многочисленные повторы… Но главной моделью Клод Каон была она сама.
Клод от природы обладала андрогинной внешностью и широко использовала это в своем творчестве. О своей половой принадлежности она говорила как о чем-то нейтральном; в наше время ее называли бы андрогинной или агендерной. Поиск баланса мужского и женского она называла смыслом жизни.
Она брилась наголо и позировала в мужском костюме. Использовала маски и густой грим. Окружала себя странными объектами, коорые часто делала сама, разрисовывала лицо, изображала марионетку или куклу.
Клод Каон была не единственной художницей того времени, кто экспериментировал с гендером – например, дадист Марсель Дюшан (пририсовавший усы Моне Лизе и экспонировавший писсуар как объект искусства) создал свое женское альтер-эго. Однако Клод Каон создала невероятное количество фотографий-автопортретов, где исследовала свое место между мужской и женской идентичностью.
Существует версия, что Марсель Моор создала часть фотографий, приписываемых авторству Клод Каон, а сама Каон была автором идей и образов. Во всяком случае, их творчество тесно переплеталось.
Также в ее творчестве распространен мотив рокового двойника, раздвоенности. Считалось, что встреча со своим дневником предвещает несчастье, однако для Клод Каон раздвоение – еще один способ познать себя и парадоксальным образом заявить о своей уникальности. Этой же цели служат зеркала, которые она так любила.
Клод Каон достигла успехов и в предметной фотографии, собирая сумасшедшие натюрморты из случайных объектов. Здесь она исследует темы смерти и разрушения. Натюрморты Клод Каон – это поистине «мертвая натура», где черепа, сухая трава, земля, сломанные куклы и зеркала словно призваны напугать зрителя.
Ее любимый творческий прием – это смена масок и ролей. Часто она позировала в театральном гриме или с атрибутикой персонажей народного театра. Она говорила, что ее облики и маски бесконечны. Творчество Клод Каон называют манифестом нарциссизма.
Современные критики утверждают, что в некоторых работах Каон зашифрованы отсылки к ее гомосексуальности, однако это «текст для посвященных», для тех, кто знаком с символикой ЛГБТ-культуры того времени.
Впрочем, Клод занималась не только фотографией. Она много писала как критик и литератор, участвовала в выставках, играла в театре, создавала арт-объекты. Предводитель французских сюрреалистов Андре Бретон, в общем-то неодобрительно относившийся к женщинам в искусстве, писал ей: «Вы обладаете удивительной магией… Вы сами знаете, что я считаю Вас одним из наиболее любопытных духовных явлений нашего времени». Литературные произведения Каон и Моор связаны с «перевертышами» историй сказочных героинь.
В 1938 году подруги покинули светский Париж и поселились в местечке Джерси. Свой дом они иронично назвали «Фермой без названия». Но счастье было недолгим.
Началась Вторая мировая война, во Францию вошли немецкие войска. Каон и Моор приняли активное участие в еврейском секторе французского Сопротивления. Они создавали и распространяли антивоенные листовки, иногда забрасывая ими немецкие машины или засовывая в карманы солдатам. В 1944 году они были арестованы нацистами и приговорены к смертной казни – еврейки, участницы Сопротивления, лесбиянки, казалось, они не имели шансов выжить. Клод попыталась совершить самоубийство, но вновь безрезультатно. Они были чудом спасены в мае 1945 года. Однако в Париж уже не вернулись: здоровье Клод Каон после нацистского плена стремительно ухудшалось. Большая часть работ Клод Каон оказалась расхищена, а негативы уничтожены, и сохранилась лишь малая толика ее безумного и завораживающего творчества.
Последние дни подруги провели на «Ферме без названия». В 1954 Клод не стало. Марсель-Сюзанна старалась продолжать жить после того, как смерть забрала ее любимую. В 1972 году она покончила с собой. Они похоронены вместе, под одним надгробием.
В 2007 году певец Дэвид Боуи создал мультимедийную выставку работ Каон в садах Генеральной Теологической семинарии в Нью-Йорке.