Стрит-арт: искусство, меняющее городскую среду
1,020
просмотров
Стрит-арт (англ. Street art, или уличное искусство) — это стиль и разновидность современного изобразительного искусства, в котором фоном для размещения работ художников служит окружающее людей пространство городов. Многие произведения стрит-арта имеют ярко выраженную социальную направленность и носят протестный характер. Представители этого искусства создают уличные шедевры не только для самовыражения, но и с целью привлечения внимания общественности к важным повседневным проблемам.
Стрит-арт. Бэнкси. «Шоппинг до упаду», 2011

Стрит-арт — многогранное искусство, которому присуще огромное жанровое и идейное разнообразие. В нем нет четких правил и норм, зато есть притягательное ощущение свободы творчества. Уличное искусство всегда открыто для огромного количества обычных людей, а не спрятано в глубине залов музеев, выставок и галерей.

Стрит-арт. C215. «Уличная фреска в Тунисе», 2008

Виды стрит-арта

Стрит-арт объединяет в себе множество различных видов, среди которых наиболее известны людям:

  • Надписи. Обычно содержат стилизованную подпись художника, название (прозвище) команды авторов или емкие по смыслу слова (словосочетания). Различаются по типу шрифта, количеству цветов, читабельности и другим параметрам.
  • Рисунки. Во многих случаях используются вместе с надписями для усиления воздействия на зрителя. Наряду с простыми монохромными изображениями на улицах нередко встречаются красочные разноцветные композиции с тщательно продуманным сюжетом.
  • Трафареты. Идеально подходят для многократного тиражирования изображений или надписей. Широко применяются в целях протеста радикально настроенными людьми и активистами политических партий.
  • Муралы. Представляют собой огромные по размерам художественные композиции на различную тематику. Служат оригинальным средством украшения неприглядных поверхностей габаритных стен зданий и заборов. Власти многих современных городов приветствуют создание красочных муралов и даже проводят среди художников конкурсы на их изготовление.
  • Стикеры. Встречаются на улицах в виде небольших наклеек. В сознании многих людей ассоциируются с наружной рекламой, поэтому нередко негативно воспринимаются городскими жителями.
  • Постеры или плакаты. Сильно уступают по популярности в сравнении с другими видами уличного искусства. Обычно используются в ходе проведения акций для привлечения внимания общества к конкретной проблеме.
  • Инсталляции. Имеют характерную особенность — объемность изображений. Могут значительно отличаться по используемым материалам, форме, размерам и месту размещения. С каждым годом все большую популярность набирают 3D инсталляции с применением визуальных эффектов.
Стрит-арт. Жан-Мишель Баския. «Без названия», 1982

Произведения стрит-арта также можно разделить по социальной направленности на следующие разновидности:

  • протестные или бунтарские;
  • пропагандирующие идеи определенной субкультуры (панков, скинхедов, футбольных фанатов, рэперов);
  • художественные (для украшения окружающего городского пространства).
Стрит-арт. Шепард Фейри. «Надежда», 2008

Стрит-арт традиционно рассматривается его последователями как альтернатива коммерческому искусству и надоедливой наружной рекламе. Но уличное искусство имеет не только положительную, но и отрицательную сторону. Отдельные художники при создании своих работ совершают акты откровенного вандализма по отношению к муниципальной и частной собственности.

История стрит-арта

История стрит-арта берет свое начало с древнейших времен. Неизвестные уличные художники с давних пор украшали стены домов и заборов рисунками или надписями во всех уголках Земли. Но этот вид искусства обычно находился под строгим запретом властей, а его последователей жестоко карали за нарушение закона.

Стрит-арт. Blockbuster

Родиной современного стрит-арта принято считать США. Здесь, в Филадельфии, в конце 60-х годов прошлого века юноша по имени Деррил Маккрей (по прозвищу Корнбред) безнадежно влюбился в девушку. Желая произвести впечатление на свою избранницу, он расписал все близлежащие районы города незамысловатой надписью «Cornbread Loves Cynthia». Его творчество не понравилось местным властям, в результате молодой художник даже ненадолго угодил за решетку.

Стрит-арт. Stensil

Идею Маккрея быстро подхватила филадельфийская молодежь. К тому времени в США уже давно был налажен промышленный выпуск краски в аэрозольных баллончиках. Вскоре улицы города были заполнены надписями и рисунками на любой вкус.

Стрит-арт. Tagging

Из Филадельфии стрит-арт, а точнее — одно из его проявлений — граффити быстро добралось до Нью-Йорка. В течение нескольких лет подростки этого мегаполиса состязались между собой в художественном таланте. Особой популярностью в этот период пользовался Тэггинг — искусство нанесения на стены авторской подписи с указанием своего прозвища и номера квартала.

Стрит-арт. Throw up

Но уже в начале 1970-х гг. начали появляться новые виды уличного искусства и формироваться многочисленные другие стили:

  • Throw-up;
  • Blockbuster;
  • WildStyle;
  • Stencil;
  • Tags;
  • Sticker.
Стрит-арт. Wildstyle

Постепенно граффити стало настоящим бедствием для всех крупных мегаполисов США. Художники не только разукрашивали стены домов, но и до неузнаваемости разрисовывали вагоны метрополитена. Ситуация становилась неуправляемой и вызывала резкую негативную реакцию большинства жителей.

Стрит-арт. Мурал в центре исторической части Киева

В начале 1980-х американские власти нашли грамотное решение проблемы — стрит-арт получил официальное признание как новый вид искусства. В салонах начали массово проводить выставки работ художников, а на улицах городов появились специализированные площадки для творчества. Одновременно усилилась борьба с бесконтрольной раскраской городских районов, создавались многочисленные общественные организации противников уличного вандализма.

Стрит-арт. Фрагмент Берлинской стены

В Западной Европе ситуация развивалась по схожему сценарию, но с небольшим опозданием, а с распадом СССР стрит-арт добрался и до Восточной Европы. В настоящее время во всех цивилизованных странах власти всячески поощряют художественный стрит-арт и ведут беспощадную борьбу с вандалами.

Стрит-арт. Мурал в Лондоне в этностиле

В наши дни красиво оформленные произведения стрит-арта во многих городах, особенно муралы, ежегодно привлекают миллионы туристов. Благодаря выдающимся художественным работам депрессивные районы и окраины европейских и американских мегаполисов постепенно становятся яркими и привлекательными для жизни людей.

Стрит-арт. Инсталляция из мусора

Известные художники стрит-арта

Имена самых известных художников стрит-арта хорошо знакомы людям прогрессивных взглядов. Наибольший вклад в развитие этого искусства внесли:

  • Бэнкси (Banksy) — неизвестный английский художник, проживающий в Бристоле и скрывающийся под псевдонимом. Всемирно знаменит острой социальной тематикой своих работ и продажей на аукционе одной из своих картин, которая сразу же после покупки самоуничтожилась.
  • Жан-Мишель Баския (Jean-Michel Basquiat) — яркий уличный художник, признанный мастер трафаретного стрит-арта. Активный противник расизма и колониализма. Баския рано познал громкую славу, но умер в возрасте 27 лет от передозировки наркотиков. Сегодня цена его лучших работ на самых престижных арт-аукционах исчисляется десятками миллионов долларов.
  • C215 — самый знаменитый французский уличный художник, специализирующийся в портретном жанре. Часто путешествует по миру и создает уникальные трафаретные работы в крупных мегаполисах по просьбе местных властей. Особо любит изображать кошек и единственную дочь Нину.
  • Шепард Фейри (Shepard Fairey) — мастер политического плаката в стрит-арте. Его постер Hope («Надежда») с необычным по замыслу портретом Барака Обамы в 2008 году не только принес художнику широкую известность, но и значительно повлиял на президентскую кампанию в США, изменив настроения избирателей.
Стрит-арт. Бэнкси. «Хорошо висящий любовник», 2006

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится