Теодор Шассерио прожил недолгую жизнь, большую часть которой одержимо работал и экспонировался. Создавал графические и живописные портреты, писал монументальные циклы. Рисовал эскизы для театральных костюмов акварелью, работал в технике офорта и литографии. Среди его произведений — жанровые сцены и баталии, навеянные античной мифологией, ветхозаветными и христианскими сюжетами, шекспировскими страстями и незабываемыми воспоминаниями Востока.
Биография Теодора Шассерио
Теодор Шассерио родился 20 сентября 1819 года в Санто-Доминго — столице нынешней Доминиканской Республике, в многодетной семье французского консульского чиновника. После начавшихся бунтов 1822-го года отец отправляет семью в Париж. Детство Теодора проходит в дешёвом пансионе. Семья живёт в нищете, жалованья отца катастрофически не хватает.
Тяга к рисованию проявляется в возрасте шести лет. Вопреки распространённому в те времена предрассудку, желание ребёнка стать художником не вызвало протеста, а наоборот, всячески поддерживалось родителями.
В 1831 году, будучи подростком, Теодор начинает посещать мастерскую Жана Энгра (Jean Auguste Dominique Ingres), признанного лидера европейского академизма в живописи XIX века. Работает наравне со взрослыми молодыми людьми. Жадно впитывает советы наставника и опережает старших учеников.
Энгр публично называет Теодора «будущим Наполеоном живописи». Но в 1834 году учитель спешно уезжает в Рим. А привитые в мастерской навыки классицизма, с чистой и гибкой контурной графикой, линейностью и идеализацией, будут отражаться и в более поздних работах Шассерио. Недолгое обучение у мэтра привнесло также в творчество любовь к портретному жанру и крупным религиозным сценам.
Предоставленный самому себе, юноша попадает в компанию молодых художников и литераторов, чьи нравы резко отличаются от строгих правил, установленных в мастерской Энгра. Здесь он заводит дружбу с Теофиль Готье (Pierre Jules Theophile Gautier), который становится его духовным наставником, и увлекается романтизмом.
В 1836 году Теодор Шассерио впервые выставился в парижском Салоне и получил медаль третьей степени. Для дебюта были выбраны ветхозаветные предания.
Вслед за первым успехом приходит провал картин с религиозными сценами в Салоне 1838 года. Шассерио обращается к вечной теме искусства — юному женскому телу. Рисует античных и библейских героинь.
В 1839 году контур в его работах становится более волнистым и тягучим: усложняются движения, появляются тёплые тени и жемчужные переходы, придающие образам мягкость силуэта. С этого периода в творчестве художника станут властвовать женские образы.
В 1840 году Теодор получает крупный гонорар и отправляется в Рим, к Энгру. Долгожданная встреча закончилась разладом. Мастер счёл двусмысленное очарование, нежность и волнение образов своего ученика несовместимыми со своей доктриной.
Однако пребывание в Италии благоприятно отразилось на творчестве Теодора Шассерио. Вдохновлённый южной природой, живописец добивается новых светоцветовых эффектов. В академически традиционных этюдах маслом пишет лица простых людей: рыбаков, крестьянок, погонщиков. Находит новые формы эмоционального и декоративного колорита.
1840-е годы становятся расцветом творчества мастера, периодом напряжённого и плодотворного труда. Но разнообразные и трудоёмкие работы исподволь подтачивают силы художника.
Сильное влияние на творчество Теодора Шассерио оказала поездка в Алжир в 1846 году. Потрясённый разнообразием типов и лиц, ослеплённый красочностью и роскошью одежды, орнаментальной вязью украшений и утвари, художник лихорадочно и динамично работает карандашом и кистью. Восточный колорит отражается в больших выставочных и камерных произведениях, становится главным направлением творчества последнего десятилетия.
Теодор Шассерио ушёл из жизни 8 октября 1856 года, в возрасте 37 лет. Его нашли возле мольберта с незавершённой картиной. Напрягая последние силы, мастер пытался выстроить композицию.
Самые известные картины Теодора Шассерио
Картины Теодора Шассерио интересны как знатокам, так и простым любителям искусства. К сожалению, судьба жестоко распорядилась с наследием мастера — многие работы оказались утрачены. Оставшиеся произведения занимают достойное место в музеях и галереях разных стран мира, среди них:
- «Венера Анадиомена» (1838) — картина в жанре ню, увековечившая имя Шассерио в европейской живописи.
- «Андромеда, приковываемая к скале нереидами» (1840) — мифологическая живопись в раннем творчестве художника.
- «Туалет Эсфири» (1841) — картина с библейским сюжетом, признанная шедевром.
- «Две сестры» (1843) — портрет двух женщин создаёт «эффект присутствия», считается одним из лучших в творчестве художника.
- «Али-Бен-Хамет, халиф Константинопольский» (1845) — групповой портрет в стиле романтизма, находится в Версальском дворце.
- «Макбет в сопровождении Банко встречает трёх ведьм на болоте» (1855) — отражает жанр литературной живописи в творчестве мастера.