Тонализм: региональное американское течение в живописи, популярное на стыке XIX-XX столетий
430
просмотров
Тонализм — американское искусство изображения природы в темных и нейтральных оттенках. Как оно возникло и кто из художников внес наибольший вклад в его развитие.

Тонализм (от англ. tone — «тон», «оттенок») — течение в американской живописи конца XIX — начала XX веков, для которого характерно преобладание в произведениях темных и нейтральных тонов. Сторонники тонализма в своем творчестве чаще всего обращались к пейзажному жанру, а в цветовой палитре обычно присутствовали серые, коричневые и темно-синие оттенки.

Тонализм. Леон Дабо. Картина «Побережье», около 1900

Тонализм, в отличие от многих других модернистских течений, имеет четкие региональные рамки. Большинство его последователей — американцы по происхождению и месту проживания. Наиболее близкими к работам тоналистов по манере исполнения и настроению в европейской живописи можно назвать произведения импрессионистов и представителей барбизонской школы.

Тонализм. Альберт Пинкхэм Райдер. Картина «Зигфрид и рейнские девы», 1888-1891

Отличительные особенности тонализма

Тонализм воплощает в себе особый подход художника к изображению окружающего пространства, в котором академическая точность копирования натуры сведена к минимуму. На своих картинах тоналисты стремились передать собственное настроение, а не впечатление, как это делали импрессионисты.

Тонализм. Бирдж Лоуэлл Харрисон. Картина «Вид на Квебек из гавани», 1910

Главные отличительные особенности тонализма в живописи — это:

  • доминирование темных нейтральных оттенков;
  • отсутствие яркого солнечного света;
  • упрощенность композиции и размытые очертания предметов;
  • выразительность мазков и минимальная степень детализации объектов.
Тонализм. Генри Рейнджер. Картина «Осенний лес», 1902

Тоналисты предпочитали изображать в своих произведениях промежуточные состояния природы — спокойные сумерки, безмятежный рассвет или загадочный туман. В их картинах практически отсутствуют яркие краски, а рассеянный свет с трудом пробивается сквозь плотное воздушное пространство.

Тонализм. Джеймс Уистлер. Картина «Ноктюрн в сером и золотом — Вестминстерский мост», 1874

История тонализма

История тонализма берет свое начало с 70-х годов XIX века. Именно тогда американский художник Джеймс Уистлер (James Whistler) впервые представил европейской публике свои оригинальные картины — ноктюрны, написанные в пейзажном жанре.

Тонализм. Джеймс Уистлер. Картина «Ноктюрн в чёрном и золотом. Падающая ракета», 1874

Изображения природы в темных оттенках были прохладно приняты критикой, зато очень понравились многим французским художникам, в том числе Клоду Моне (Claude Monet), Эдуарду Мане (Édouard Manet), Камилю Писсарро (Camille Pissarro) и Эдгару Дега (Edgar Degas). Уистлеру даже поступило предложение принять участие в первой выставке импрессионистов, от которого он, впрочем, отказался.

Тонализм. Джон Туоктмен. Картина «Белый мост», около 1895

В те времена в Европе на смену академизму в искусстве пришло время яркого импрессионизма. Во Франции, а затем и в других странах Старого Света новый стиль приобрел огромную популярность. Но Уистлер, проживший остаток жизни в Европе, несмотря на жесткую критику и тяжелое материальное положение, сохранил верность своим «тональным» принципам.

Тонализм. Джордж Иннесс. Картина «Дом цапли», 1893

Долгие годы, вплоть до самой смерти, он не только продолжал писать картины в стиле тонализма, но и активно занимался обучением приезжавших к нему из Америки молодых живописцев. Многие из них по возвращении на родину продолжили дело учителя. Так в США постепенно сформировалась мощная группа тоналистов, произведения которых сегодня составляют важную часть культурного наследия американской нации.

Тонализм. Джордж Иннесс. Картина «Опушка леса», 1891

Тонализм оставался популярным направлением изобразительного искусства США в течение нескольких десятилетий. Только с началом Первой мировой войны, в американском обществе произошла кардинальная смена культурных ценностей, вызванная глобальными кровавыми событиями.

Тонализм. Томас Уилмер Дьюинг. Картина «Лето», 1890

Наступила эпоха Модернизма и Авангардизма, а искушенная публика вместо картин тоналистов начала отдавать предпочтение произведениям дадаистов, сюрреалистов, постимпрессионистов и представителей других новомодных течений.

Тонализм. Уиллис Сивер Адамс. Картина «Утро в Баварии», 1881

Самые известные художники-тоналисты

Среди большого количества последователей популярного американского течения в искусстве особо выделяются две знаковые фигуры. Самыми известными художниками-тоналистами по праву считаются:

  • Джеймс Уистлер — уникальный американский живописец, проживший большую часть жизни за пределами родины — в Англии и Франции. Помимо пейзажного жанра Уистлер широко известен живописными портретами, а также оригинальными музыкальными названиями своих картин — ноктюрнов, симфоний и аранжировок.
  • Джордж Иннесс (George Inness) — художник, принимавший активное участие в Гражданской войне 1861-65 годов на стороне северян. Иннесс самостоятельно пришел к идеям тонализма в позднем периоде творчества, когда начал писать пасмурные произведения, наполненные трагизмом и меланхолией.
  • Леон Дабо (Leon Dabo) — американский живописец французского происхождения, один из немногих французов в истории изобразительного искусства, заслуживший широкое признание в США. В отличие от большинства своих коллег-соотечественников, Дабо увлекся не импрессионизмом, а тонализмом и прочно связал свою жизнь с американским изобразительным искусством.
Тонализм. Фрэнк Нудершер. Картина «Цветение вишни», 1914

Тонализм оставил заметный след в истории в американской живописи, хотя во времена расцвета авангардного искусства он оставался вдали от интересов широкой публики. Но с конца ХХ века спрос на картины последователей этого самобытного течения вновь начал расти. Сегодня на аукционах искусства произведения тоналистов охотно приобретают коллекционеры и меценаты не только из США, но и из других уголков Земли.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится