Но какой же сюжет лежит в основе столь необычной картины и что вообще побудило художника ее создать?
Кан ни странно, картина основана на библейском сюжете, а главное действующее лицо — библейская царица Эсфирь, которой посвящена одноименная книга Ветхого Завета.
Героиня готовится стать женой персидского царя, чтобы попытаться освободить еврейский народ.
Эсфирь изображена сидящей в центре холста, с руками сложенными над головой, в момент, когда она делает себе прическу.
Фигура женщины полностью обнажена до талии, за исключением ожерелья и браслетов на руках.
Слева изображена служанка, принесшая украшения, облаченная в одежды насыщенного синего цвета. А справа евнух, предлагающий шкатулку с драгоценными камнями.
Эсфирь не признает подношения ни одного из них, безучастно направив свой взор в левую сторону.
Примечательно, но проведенные исследования картины показали, что первоначально она задумывалась как «круговая» и весьма схожая по сюжету с «Турецкой баней» Жана Огюста Доминика Энгра, созданной в 1862 году.
Однако считается, что Шассерио искал более оригинальный мотив и свежие образы. Библейская история, показанная в столь необычном виде, как раз и являлась тем, что пришлось по нраву художнику.
Ранее Шассерио уже изобразил такие весьма вызывающие произведения искусства, как «Рождение Венеры» и «Сусанна и старцы».
Считается, что «Туалет Эсфири» был для него лишь еще одной темой, позволившей изобразить обнаженное женское тело.
Картина была не полностью понята критиками, во время первой выставки в Парижском салоне в 1842 году. Многие признавали проницательность в выражении лица Эсфирь, но в целом изображение библейской истории в подобном свете было воспринято как не особо уместное.
В настоящее время «Туалет Эсфири» признан шедевром изобразительного искусства и одной из лучших работ Теодора Шассерио. Считается, что именно эта картина вдохновляла таких известных художников, как Франсуа Леон Бенувиль и Гюстава Моро.
Склонность же автора к обнаженной натуре, по мнению ряда современных искусствоведов, связана с его привязанностью к своим сестрам, которая, по всей видимости, и оказала подсознательное влияние на женские фигуры в его искусстве.