Вспыхнула настоящая «Жемчужная лихорадка», которая почти довела до безумия богатых людей. Жемчуг стал чем-то вроде мерила статуса человек. Учитывая, что на жемчуг был бешеный спрос среди богатых и влиятельных людей, ювелиры начали делать не просто обычные ожерелья из жемчужин, а создавать настоящие произведения искусства.
Фантазии ювелиров при создании подвесок не было предела. Женщины, катающиеся на морских коньках. Саламандры, пожирающие изумруды. Херувимы с жемчужными спинами. Боги, обезьяны, замки и буквально все, что только можно представить. Во многом это многообразие было обусловлено ростом гуманизма во времена Ренессанса. Среди знати стало популярным становиться кем-то вроде хиппи с высшим образованием, а также изучать древнегреческую философию, поэзию и т. п. В сочетании с пышностью эпохи Возрождения, это привело к появлению по всей Европе удивительно сложных и зачастую гротескных подвесок. Самым известным из множества подобных ювелирных украшений является «Драгоценность Каннинга» (1560) - подвеска, которая была подарена одному из индийских императоров Великих Моголов семьей Медичи.
Драгоценность Каннинга
«Драгоценность Каннинга» - потрясающая жемчужная подвеска в стиле барокко, сделанная из чистого золота и украшенная бриллиантами, рубинами и жемчугом. Торс бога морей Тритона в центре украшения сделан из крупной посеребренной жемчужины. Это был век исследования и просвещения. Иногда жемчугом просто украшали ювелирные изделия. В других случаях из него вырезали тела фантастических существ. Стоило это все, мягко говоря, недешево. К примеру, сегодня «Драгоценность Каннинга» оценивается более чем за полмиллиона долларов, а другие жемчужные подвески того времени также стоят целое состояние.
Всеобщий ажиотаж был вызван также тем, что жемчуг являлся относительной новинкой. В средние века (причем, вплоть до XIX века) считалось, что он обладал исцеляющими дух и тело свойствами, а особо был хорош при болезнях, вызванных меланхолией. Принимали такое лекарство, растворяя жемчужину в уксусе, а затем добавляя в смесь немного молока и меда.
Королева Елизавета I просто обожала жемчуг, что практически на всех картинах ее изображали в жемчужном ожерелье. Даже когда она умерла, королеву похоронили в ее любимых туфельках с жемчужными медальонами. Италия, в которой работали ведущие ювелиры по золоту и жемчугу, торговала со всей Европой в 1400-х годах, и богачи выстраивались в очередь за драгоценными обновками. После того, как жемчуг начали завозить из Америки, он стал настолько популярным, что элита начала принимать законы о том, кто мог носить жемчужные украшения в высших эшелонах общества. Для очень многих людей «белые шарики» стали чем-то вроде валюты, которую можно было обменять на что-угодно. Не правда ли, похоже на биткойны эпохи Возрождения.
Испанский исследователь XVI века, Бальбоа, обнаружил в Панамском заливе потрясающую 200-граммовую жемчужину в форме груши, которую королева Испании назвала в честь своего любимого сокола «La Peregrina». Она веками хранилась среди сокровищ королевской короны. Затем, в 1969 году, Ричард Бертон купил эту жемчужину примерно за 250 тысяч долларов (по нынешним ценам) для Элизабет Тейлор.
Только на заре XX века жемчуг стал менее ценным благодаря тому, что его начали выращивать на специальных фермах. Тем не менее, в викторианскую эпоху часто появлялись гротескные драгоценности, похожие на те, которые создавали в эпоху Возрождения. Похоже, гротескный гламур окончательно не умер.