Рассказываем, что читать у Татьяны Устиновой, если вы еще не знакомы с ее книгами.
Поклонникам уютных детективов
Словосочетание «уютный детектив» ассоциируется с маленькими городками и пасторальными видами Англии. Татьяна Устинова с легкостью переселила этот жанр на отечественную почву. Она с теплотой пишет о российской глубинке и ее обитателях, не забывая о колоритных деталях, позволяющих прочувствовать атмосферу на все сто. Чай со смородиновым листом, ароматы разнотравья, нарядные наличники, покосившиеся деревенские дома, старые книжные шкафы со знакомыми собраниями сочинений, — путешествуя по стране, писательница бережно собирает впечатления и использует их в своих книгах.
Так, «Чудны дела твои, Господи!» — панорама летнего Переславля, где происходит убийство бывшей директрисы музея. «Селфи с судьбой» переносит читателя в вымышленное село Сокольничье, где задушена хозяйка местного магазинчика «Народные промыслы». В туристическом местечке с большим количеством маленьких музеев угадывается и город Мышкин, и село Вятское, обладающее званием самого красивого в России. А «Призрак Канта» дарит возможность насладиться соснами и песками на берегу Балтийского моря в Калининградской области. Так же обстоятельно и узнаваемо Устинова описывает и совсем другую, нетуристическую Россию. В романе «Гений пустого места» настоящая драма с убийством разыгрывается в маленьком научном городке.
Любителям судебных историй
Совместная работа Татьяны Устиновой и Павла Астахова на популярной телепередаче «Час суда» нашла продолжение в серии книг «Дела судебные». Здесь нет убийств, но и без них интрига в каждом деле закручивается так, что сложно оторваться.
В романе «Красотка» героиня, побывав в нескольких клиниках пластической хирургии, так и не получает желанного результата и требует компенсации от последнего заведения, где ей оказывали косметологические услуги. В «Мини-модели» страсти кипят вокруг детского конкурса красоты и его результатов. А «Жилье по обману» рассказывает об афере с недвижимостью.
Каждый раз судье Елене Кузнецовой приходится вникать в тонкости дела, чтобы вынести свой вердикт. Романы основаны на реальных случаях из жизни, а сам судебный процесс описан так подробно, что книги могут смело служить юридическим ликбезом.
Тем, кто любит атмосферу закрытых сообществ
Когда убийство происходит в закрытом сообществе со своими правилами, отношениями и внутренней возней, это всегда интересно. А если об этом пишет Татьяна Устинова, — еще и остроумно и жизненно. При работе над книгами она с головой погружается в материал, поэтому рассказ получается убедительным и ярким.
Героиня романа «Где-то на краю света» Лиля Молчанова отправляется в заснеженный Анадырь, где при странных обстоятельствах находит тело убитого охотника. Во «Вселенском заговоре» читатель познакомится с сообществом уфологов. А в «Шекспир мне друг, но истина дороже» сможет заглянуть за кулисы нижегородского театра, — убийство в нем происходит прямо во время спектакля.
Тем, кто предпочитает длинные циклы
Некоторые персонажи Татьяны Устиновой кочуют из книги в книгу. В одних они выступают главными действующими лицами, а в других — довольствуются второстепенными ролями. Но в целом писательница не привязывается к своим героям и редко радует читателей историями с продолжением. Трилогия о Тонечке Морозовой и детективы о неутомимой парочке Алексе Шан-Гирее и Мане Поливановой — те самые исключения.
Трилогия о Тонечке Морозовой — идеальный выбор для тех, кто любит семейные мелодрамы с интригой. Первая книга цикла «Серьга Артемиды» — рассказ об отношениях трех поколений женщин одной семьи, который разворачивается на фоне гибели молодой актрисы. Но уже во второй части — «Пояс Ориона» — во время командировки мужа Тони в Нижний Новгород начинает твориться неладное с таинственными исчезновениями, угрозами и слухами о странном артефакте, так что личные переживания героев на время уходят в тень.
А вот истории о Шан-Гирее — чистой воды детектив. Убедиться в этом можно уже с первой книги цикла «С небес на землю», в которой убийство происходит в стенах уважаемого книжного издательства, где работает главный герой.
Тем, кому хочется романтики
Романтические линии есть почти в каждой книге Татьяны Устиновой, но именно ранние романы писательницы читатели часто называют сказками для взрослых девочек. В них обязательно есть трогательные героини с непростой судьбой, интересные благородные мужчины и сюжетные коллизии, то сталкивающие героев, то отдаляющие их друг от друга. И, конечно, преступления, которые должны быть раскрыты.
В романе «Большое зло и мелкие пакости» после встречи выпускников, куда прибыл сам министр по делам печати и информации Потапов, происходит покушение. Ранена неприметная мать-одиночка Маруся Суркова. Чиновник, уверенный, что стреляли в него, чувствует себя виноватым, но, похоже, у женщины есть свои тайны. А в книге «Закон обратного волшебства» простая аптекарша, обожающая детективные головоломки, начинает расследование убийства соседа по даче своей бабушки и незаметно для себя влюбляется в ее садовника.
Для тех, кто не может выбрать между Санкт-Петербургом и Москвой
На встречах с читателями и в многочисленных интервью коренная москвичка Татьяна Устинова не раз признавалась в любви Северной столице. При этом не менее сильно она влюблена в родной город. Поэтому романы, местом действия которых становятся Москва и Санкт-Петербург, наделены особым настроением.
«Хроника гнусных времен» — это старые дома на берегу Финского залива, где члены большой семьи хранят свои тайны, а вот «Жизнь, по слухам, одна!» — туристический Питер, в котором при странных обстоятельствах встречаются Катя и Глеб.
Чтобы окунуться в жизнь деловой Москвы 2000-х, можно почитать «Запасной инстинкт». Убит талантливый веб-дизайнер, сотрудничавший с бюро Арсения Троепольского, и руководитель успешной компании, в котором угадывается Артемий Лебедев, сам берется за расследование. А роман «Пороки и их поклонники», чей сюжет закручивается вокруг внезапно свалившегося на программиста наследства в виде квартиры в районе Чистых прудов, дает возможность почувствовать себя жителем центра столицы.
Поклонникам короткой прозы
Житейская мудрость, открытый взгляд на мир и любовь к жизни — это то, чем Татьяна Устинова раз за разом подкупает свою аудиторию. Проще всего это прочувствовать c ее рассказами, где детективные истории соседствуют с бытовыми зарисовками.
«Настоящее» — сборник короткой прозы, написанной преимущественно в 1990-2000-е. «Переплеты в жизни» — те самые лиричные истории о человеческих судьбах и о том, что никогда не поздно принять и исправить свои ошибки. А «Свиданье с Богом у огня» — размышления писательницы о прошлом и настоящем, любви, дружбе и прощении.