В чем заключается секрет популярности камеи с античных времен до наших дней
507
просмотров
Камея (от итальянского chama — «морская раковина») — это разновидность ювелирных украшений (гемм) в виде вырезанного на драгоценном камне или раковине моллюска выпуклого барельефа. Камея чаще всего представляет собой миниатюрный портрет человека, который инкрустируют в брошь или вставляют в медальон. При изготовлении таких украшений художник обычно использует камни контрастных цветов.
Камея. Древнеримская камея с изображением орла, I век до нашей эры

Камея — это противоположность инталии, при создании которой ювелир вырезает углубленное изображение в камне. Технику инталии с древних времен мастера использовали для изготовления перстней-печатей представителей власти и служителей культа.

Камея. Камея «Большая камея Франции», I век нашей эры

Особенности изготовления камей

Камеи в древности художники делали из мрамора, слоновой кости или полудрагоценных камней с многослойной структурой (оникса, агата, горного хрусталя или халцедона). Нижний темный слой служил фоном для светлого основного изображения. Гораздо позже мастера научились создавать более сложные ювелирные украшения из двух контрастных по цвету склеенных между собой минералов.

Камея. Джованни Ното. Камея «Парис и Елена», ХХ век

В современном декоративно-прикладном искусстве для изготовления камей ювелиры часто используют дешевое цветное стекло. Созданные с помощью специального ультразвукового оборудования изделия не имеют особой художественной ценности, в отличие от шедевров античной эпохи. А еще многие художники прибегают к нехитрой технической уловке — используют краски для усиления эффекта контрастности цветов.

Камея. Древнеримская камея с мифологическим сюжетом, I век нашей эрыКамея. Древнеримская камея с мифологическим сюжетом, I век нашей эры

История камеи

История камеи берет свое начало с античных времен. Уже в III веке до нашей эры в Древней Греции местные художники научились делать не только первоклассные ювелирные украшения, но и посуду с резными барельефными орнаментами.

Камея. Камея «Камея Гонзага», III век до нашей эры

Традиции греческих мастеров унаследовали ювелиры Древнего Рима. Особую популярность камеи приобрели во времена правления Августа и Клавдия. Но после краха Римской империи в конце V века старинное искусство обработки драгоценных камней пришло в упадок на многие столетия.

Камея. Камея из раковины моллюска. XXI век

Только в эпоху Позднего Возрождения в начале XVIII века камея вновь стала востребованным ювелирным украшением среди знати. В Англии модная тенденция на ношение гемм установилась во времена правления Георга III в конце 1780-х. А в Викторианскую эпоху, вплоть до начала ХХ века, камеи находились на пике популярности на Британских островах. Помимо гемм из полудрагоценных камней, огромным спросом среди богаты англичан пользовались изделия, изготовленные из раковин экзотических морских моллюсков.

Камея. Камея Птолемея II, III век до нашей эры

Ярым поклонником резных ювелирных украшений был Наполеон Бонапарт. Камея была важным элементом его торжественного одеяния на коронации в декабре 1804 года.

Камея. Камея с изображением африканского короля, XVI век

Привычный уклад жизни европейской элиты с роскошными балами и светскими приемами безвозвратно ушел в прошлое с окончанием Первой мировой войны. С этого времени камея перестала быть элитным ювелирным украшением знати и постепенно начала терять популярность среди модниц.

Камея. Камея с изображением Карла V, XVI век

В наши дни искусные геммы нечасто можно встретить в убранстве роскошных женщин. Современные представительницы слабого пола, подбирая наряды на торжественные мероприятия, отдают предпочтение менее пафосным аксессуарам. Но великолепные камеи, созданные умелыми мастерами, до сих пор вызывают чувства искреннего восхищения у ценителей искусства.

Камея. Луиджи Саулини. Камея «Купидон с собакой», XIX век

Известные художники — мастера по изготовлению камей

Имена большинства старинных мастеров, которые создавали уникальные камеи, безвозвратно утеряны для потомков. К счастью, информация о малой части заслуживающих внимания художников остается доступной для широкого круга почитателей искусства. Среди них:

  • Томмазо Саулини (Tommaso Saulini) — самый знаменитый мастер камеи XIX века. Его заказчиками были даже королева Англии и члены российской царской семьи. Шедевры Саулини сегодня стоят огромных денег, а многочисленные подражатели безуспешно пытаются их подделать, чтобы заработать приличное состояние на имени мастера.
  • Луиджи Саулини (Luigi Saulini) — сын и продолжатель дела Томмазо. Вместе с отцом он был ярым популяризатором камеи и принимал участие в многочисленных Универсальных выставках. Луиджи долгие годы оттачивал свое мастерство, чтобы достичь уровня античных художников и ему это удалось.
  • Джованни Ното (Giovanni Noto) — самый известный художник-камеист ХХ века, получивший прозвище «Микеланджело резца». Ното долгие годы создавал уникальные шедевры по заказу правительства Италии, которые становились официальными подарками важным иностранным персонам. Великий мастер основал собственную школу при ювелирной фирме «Роберта» в Торре-дель-Греко и щедро делился своими знаниями с учениками.
Камея. Томмазо Саулини. Камея с профилем английского принца, XIX век

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится