Жестокие наказания женщин, не сохранивших целомудрие до свадьбы
Они действительно были жестокими. Например, невесте могли не только вымазать ставни, ворота, одежду, белье дегтем, сажей или нечистотами и водить в одной ночной рубашке по деревне, но и заставить ползти на коленях к дому мужа и просить прощение у его родственников. А те били ее по щекам, пока муж их не остановит. А еще девушку могли вместе с лошадью впрячь в повозку и отстегать кнутом.
При этом ее родню также подвергали позору. Так, в начале 19-го века в Каменецком уезде было принято решение о том, чтобы отец девицы был выпорот розгами. А в деревне под Калугой мать девушки запрягли в борону и гоняли по селу.
Согласно церковным правилам, если на свет появлялся внебрачный ребенок, староста проводил расследование, а женщина, его родившая, должна была три раза на коленях обползти храм. В Малороссии и Литве "проштрафившихся" девиц на паперти сажали на цепь, а также могли выпороть плетью.
Когда крестьяне смотрели на потерю девственности сквозь пальцы?
Однако среди крестьянского населения были случаи, когда потерю девственности прощали по меркантильным соображениям. Происходило это тогда, когда крестьянских девушек соблазняли представители других сословий - купеческого или дворянского. В таком случае виновники могли откупаться, вручив солидный куш в виде отступного родителям "испорченной" девицы или жениху. И материальная выгода искупала грех.
Существовал такой вид проверки девственности, как заведение в каморку и выведывание всех подробностей добрачной жизни. Если девушка признавалась, что она не отличалась целомудрием, ее подвергали позору. Но если она сообщала об этом заранее, ее прощали.
Себе дороже: мужья скрывали грех жены
Зачастую молодые мужья старались замалчивать грех жены, применяя здравый подход к проблеме. Они думали, что, осрамив жену, все равно другую не получат, а дурная слава будет преследовать их семью долгие годы.
Исследователи отмечают, что чем дальше деревня располагалась от центра России, тем менее предвзято люди относились к тому, что девственность была утрачена до брака. Например, известно, что жители окраин Тверской губернии не устраивали расправ над женщинами.
Недалеко от Казани считалось, что "Жену с почина берут". Крестьяне, проживавшие возле Перми, ничего зазорного в этом не видели. На русском севере хотя и ценили девственность, позорящих обрядов там не наблюдалось.
Отношение к девственности до брака у купечества и дворянства
У купцов большую роль при заключении брака имел размер приданого. Поэтому когда их дочери до замужества вели себя аморально, они старались поскорее сбыть их с рук, отдав замуж и изрядно приплатив жениху.
Тем самым "позор" барышень сглаживался, их грех замалчивался, не доходя до посторонних ушей.
У дворян к этому вопросу относились более строго. За дочерьми организовывали пристальный присмотр, не позволяли им читать "опасные" романы, не оставляли наедине с представителями мужского пола. Исключение делали лишь для жениха, который уже посватался официально.
Как следствие, дворянки реже теряли девственность до брака. Провинившихся девушек могли лишить родительского расположения, сослать в отдаленное поместье и выдать замуж за человека, который был гораздо ниже по своему социальному положению.
Мнение об утере невинности до замужества в среде священнослужителей
Самым щепетильным в этом вопросе было духовенство. Девственность невесты у будущего священника не должна была вызывать никаких сомнений. Ведь в случае ее отсутствия на выпускника семинарии ложилось несмываемое пятно. Если вдруг выяснялось, что невеста - блудница, то оба должны были принимать монашество или же священника лишали сана.
Подобное строгое отношение связано с тем, что брак представителя духовенства рассматривается как олицетворение союза Христа и Церкви, а непорочность невесты связывается с непорочностью Церкви, которое будет наблюдаться перед Вторым пришествием. В связи с этим женщина должна соответствовать такому образу, а брак священнослужителя - быть примером для семей прихожан.
Поэтому православный священник может жениться лишь единожды, овдовев, он остается один. А также он не имеет права брать в жены ни вдову, ни разведенную женщину, так как она уже принадлежала другому мужчине. Нужно отметить, что невеста священнослужителя должна быть девственной не только в физическом плане, но и в духовном. Она должна быть набожной, скромной в быту, почитать мужа и во всем его слушаться.