Василий Ефанов: изобрел живописный соцреализм и писал портреты солдат, сидя рядом с ними в окопах
843
просмотров
Василий Прокофьевич Ефанов был родом из Самары. Там он появился на свет в 1900 году, и в этом месяце отмечается его 120-летие. Он был основоположником такого стиля, как живописный социализм. Во время ВОВ Ефанов уже являлся известным художником, почти что классиком социалистического реализма. Находясь рядом с солдатами в окопах, он писал их портреты.

Первые шаги

Первые шаги

Ефанов являлся выходцем из семьи крестьян, ставших мещанами после переезда в губернский город. Когда Василий учился в художественном техникуме, он делал большие успехи. Обучение он продолжил в Москве, на курсах Кардовского. После их окончания в 1926 году была работа в журналах, например, в "Пионере", а также в театре в качестве художника-оформителя. До того как найти собственный стиль, Василий Прокофьевич написал картину "Перекоп".

Будучи членом ассоциации революционных художников, он принял участие в выставке, посвященной пятнадцатилетию Красной Армии. Там он представил картину под названием "Ликвидация антоновщины". Ее сюжет - это подавление восстания крестьян. Ее написание - проявление тонкого политического чутья.

Соавтор знаменитой диорамы

Соавтор знаменитой диорамы

Ефанов после этого был замечен, его пригласили в художественный коллектив, работавший над созданием "Штурма Перекопа", диорамы, инициированной Ворошиловым.

Это масштабное полотно - посвящение переходу красноармейцев через Сиваш и последовавшему за этим прорыву в Крым. Это завершающая битва в Гражданской войне. Данной работе придавалось большое значение, носившее идеологический характер. Поэтому в бригаде, работающей над изображением штурма Перекопа, собралась ударная команда, состоявшая из лучших художников Советского Союза.

Во главе диорамной бригады стоял Борис Иогансон, а руководителем панорамной был Георгий Савицкий, в числе помощников которого находился Василий Ефанов. Генерал Дмитрий Карбышев, участвовавший в штурме Перекопа, был консультантом, назначенным Управлением Красной Армии.

Это произведение стало уникальным объектом не только в сфере изобразительного искусства, но и в области пропаганды. Оно еще не является созданным в стиле соцреализма, а отражает традиции русской реалистической школы. Однако социалистического здесь нет ничего. Наверное, Ефанов стал первым из живописцев, составившим верный рецепт социалистического реализма.

Новый стиль

Новый стиль

Среди первых картин Василия Ефанова, написанных в новом стиле, который позднее назовут "аплодисментным реализмом", было яркое полотно с таким длинным названием, как "Встреча слушателей Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского с артистами театра им. К.С. Станиславского".

На нем рядом изображены героические летчики и замечательные русские артисты, классики русского театра. Является ли эта встреча реальной, не известно. Но, впрочем, это не важно. В Стране Советов она обязательно должна была состояться. Столь незабываемая встреча возможна лишь здесь.

Предвосхищение поп-арта

Предвосхищение поп-арта

Самой знаменитой работой Ефанова является картина под названием "Незабываемая встреча". Можно без преувеличения назвать ее шедевром социалистического реализма, иллюстрирующим социалистическую действительность. На нем изображена встреча вождя народов Иосифа Сталина с женами руководителей, которые ведут себя очень скромно, словно невидимки. Здесь присутствует и супруга Ильича.

По мнению критиков, созданием этого полотна Василием Ефановым были предвосхищены идеи поп-арта, и Энди Уорхола в частности. Большая и яркая картина рисовалась по черно-белым фотографиям из газет. Он просто представил эту встречу и перенес ее на полотно. В отличие от знаменитого американского художника, практиковавшего шелкографию, Василий Прокофьевич использовал кисть, тщательно выписывая на лицах каждую жилку.

И если в США доминирующим был доллар, то в Союзе это была советская власть. И Ефанов изображал важнейшие символы эпохи в духе модернистских концепций. Это и Ленин вместе с пролетарским писателем Горьким в Горках, и Иосиф Сталин рядом с постелью больного Максима Горького.

Выставка в Нью-Йорке

Выставка в Нью-Йорке

В 1938 году Ефанову поступает грандиозный заказ. Речь идет о выставке в Нью-Йорке, где нужно расписать павильон СССР. Так возникает монументальное произведение "Лучшие люди Страны Советов". После закрытия выставки полотно с триумфом путешествовало по всему миру. Демонстрировать свои достижения было в традициях советской власти.

Хотя Ефанова и рассматривали как "придворного" художника, он был весьма талантливым и тонким живописцем. Его работы имеют высочайший уровень, он создал самую представительную в истории советского искусства портретную галерею.

Портреты в окопах

Портреты в окопах

К началу войны художник был уже успешен и знаменит, его уже наградили первой из его Сталинских премий. В 1941 году, осенью, он приехал в Куйбышев. На малой родине он живет и работает около года, пишет портрет своей матери. Но главное поле его деятельности - это фронт. Недолго оставаясь в тылу, он отправляется вместе с другими художниками на передовую.

В 1942 году он делает серию рисунков, посвященных обороне Сталинграда, находясь под огнем. К этому времени относится и его автопортрет. Василию Ефанову было не свойственно отсиживаться в тылу. Хотя портреты воинов можно было писать и по фотографиям, Василий Прокофьевич направлялся туда, где кипели бои, и рядом с бойцами, в окопах, рискуя жизнью, рисовал их портреты.

Четырежды Сталинский лауреат

Четырежды Сталинский лауреат

В послевоенные годы Ефанов станет лауреатом еще трех Сталинских премий. Он продолжит работать над талантливыми портретами, прекрасными пейзажами, сценографией и графикой. Понять, на каком высоком уровне находится мастерство Ефанова-портретиста, можно, рассмотрев портрет Галины Вишневской в молодые годы, созданный в 1963-м.

Василий Прокофьевич Ефанов является прославленным художником, солдатом Победы, творцом большого советского стиля.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится