Ведьмачество на Руси
1,042
просмотров
Православное христианство на Руси во многом слилось с традиционным язычеством этих земель. Русские всегда умело пользовались этим в своих корыстных целях. Магия, колдовство, ведовство и знахарство применялись в простых практических делах. Можно было наслать порчу на противного соседа или конкурента, приворожить любимого и так далее.

Интересно, что у ведьмовства в понимании многих народов, кроме славян, исключительно женское лицо. Лишь на Руси волшебством и волхвованием занимались в большинстве своём мужчины. Так откуда всё же берёт своё начало «магическая» сила?

А как у них?

Большая часть католической и протестантской Европы всегда воспринимала идею магии как сатанинское ремесло, которым занимаются исключительно женщины. Позорная история инквизиции доказывает это. Обвинения в колдовстве предъявлялись лишь женщинам. Всем давно известно, что в основном, все они были вымышленными. Цели преследовались самые разные. Можно было избавиться от красивой соседки, на которую заинтересовано поглядывает муж. Можно было разжиться каким-то имуществом. Словом, всё как всегда. Человеческая природа с веками не меняется. Грех как руководил всеми действиями человека — так и продолжает.

Ложных обвинений всегда, везде и во все времена было в избытке.

Кроме всего прочего, опасность быть обвинённой в ведьмовстве помогала обществу держать в узде сильных, независимых женщин того времени. Не высовывайся — будешь жить. Это был принцип выживания всего женского рода в те Тёмные века. Однако, так было лишь в Европе. В православной Руси обвиняемыми в колдовстве в подавляющем большинстве были мужчины. Так какое же начало у сили «волшебства» - мужское или женское?

Ведьмы на Руси — большая часть истории

Свидетельства о вере русских в колдовство сохранились во всевозможных средневековых исторических документах. Проповеди, сказания, повести о житиях святых и исторические хроники были полны информацией об этом. Даже в законах и указах, судебных протоколах учёные находили подробные руководства по траволечению, всевозможные заговоры и заклинания. Благодаря этим записям можно хоть одним глазком заглянуть в жизнь простых людей, полностью забытых историей. Быт бедных крестьян, солдат и даже помещиков, отношения между супругами, господами и холопами — раскрывают подробно запротоколированные показания на судебных заседаниях.

Благодаря протоколам судебных заседаний можно изучить целый неизвестный пласт истории Руси.

Множество исторических текстов заставляют всерьёз задуматься над вопросом: так кто же такие «ведьмы»? На Руси из четырёх обвиняемых в колдовстве — трое были мужчинами. После внимательного изучения документов становится понятно, что таким образом власть не только пыталась структурировать повседневную жизнь людей, но и удовлетворять любые свои капризы.

Типичный суд

Иногда обвинения были одиночными, были же случаи коллективных обвинений. В основном они сводились к практическим видам магии. Опять же, в отличие от Европы, где обвинения носили более абстрактный характер. Там обвинители «видели» чёрные шабаши, обнажённых ведьм на мётлах, каннибальские пиршества и дьявольские оргии. У русских всё было гораздо проще и приземлённее: магию они использовали для личной выгоды. Это были мирские цели в виде исцеления от разнообразных ран и хворей, месть, причинение ущерба конкурентам.

Колдовство на Руси применялось исключительно в практических мирских целях.

На Руси «ведьмы» использовали заклинания и простые снадобья. Созданы они были в основном из трав и корней. Изредка состав мог похвастаться орлиным крылом, глазом курицы или землёй с кладбища. Русская магия призывала на помощь естественные силы природы и красоту поэтического слога. Она использовала силу аналогии для активации своих заклинаний и проклятий. Например, говорилось нечто сродни: «как бревно горит и чахнет в огне, так пусть горит и чахнет сердце моего хозяина».

Некоторые заклинания призывали сверхъестественных существ. Спектр их был довольно широк: от христианских пророков и святых до духов природы и мифических фигур из русских легенд. Иногда заклинания призывали сатану и «его многочисленных маленьких сатанов» или одновременно призывали святых и сатанов.

Повседневная магия или просто знахарство

Некоторые из обвинений были явно ложными, выдвинутыми со злым умыслом. Были же и вполне разумные. Сохранившиеся записи в равной степени ясно показывают, что многие из обвиняемых действительно проводили те колдовские ритуалы и заклинания, о которых заявляли их обвинители. Практикующие колдуны использовали своё ремесло, чтобы лечить больных, помогать влюблённым, находить потерянных людей и предметы, защищать людей от оружия или стрел и охранять домашний скот. В то же время исторические документы свидетельствуют, что у некоторых практикующих были более тёмные мотивы: проклясть, причинить болезнь, овладеть другими, вызвать импотенцию, погасить любовь или даже убить.

Болезни могли быть следствием причинения кем-либо порчи.

В те времена вся медицина сводилась к тому, что нужно молиться и искать знахаря. Народные средства — это был единственный выход. Богатый спектр таковых включал разношёрстный сонм языческих жрецов, целителей и колдунов. Простой люд не усматривал между ними всеми никакой разницы. Традиции обращаться по любому вопросу за магическими услугами сформировал множество страхов, которые дали жизнь разным странным обычаям. Многие из них живы по сей день. Например, на свадьбу нужно было обязательно пригласить колдунов, чтобы защитить молодожёнов от злых ведьм и их проклятий. За услуги им очень щедро платили.

Василий Максимов, «Колдун приходит на крестьянскую свадьбу», около 1875 года.

Заклинания

Наиболее распространены были «любовные заклинания». Это были заговоры, призванные сломить волю заклинаемого, приворожить его, подчинить заклинателю. Тут нужно отметить, что в основной своей массе приворотами пользовались мужчины. Сохранившиеся примеры таковых звучат одновременно прекрасно и ужасно, заклинатель желает агонии своей возлюбленной всякий раз, когда она находится вдали от него:

«Как огонь горит год и полгода, и день, и полдня, и час, и полчаса, так пусть горит для меня та (имя женщины) своим белым телом, своим пылким сердцем, пусть горят голова её, ясные глаза её, чёрные брови и сладкие губы. Пусть она мучается без меня так, как страдает рыба без воды. Пусть та (имя женщины) потерпит за меня столько же горечи за день и полдня, за час и полчаса, за год и полгода, за все годы, и так пусть будет».

В тех действительно немногих случаях, когда в колдовстве на Руси обвиняли женщин, их «привороты» были другими. Обычно они были направлены на то, чтобы успокоить гнев мужей, отвести их кулаки и заставить «быть добрыми». Таковое было опасно тем, что несло угрозу общественному устройству. Женщина пыталась доминировать, это могло разрушить основы патриархального порядка в обществе. Наказание за такое обычно было весьма суровым — жестокая казнь.

Михаил Нестеров, «За любовным зельем », около 1888 года.

Помимо любовных заклинаний, общественному порядку бросала вызов более широкая категория под названием «заклинания власти». Обычно это были заговоры, которые призваны завоевать любовь вышестоящих по социальному положению. В те времена женщины были привязаны к своим домам, мужчины же, даже крепостные — были достаточно мобильны. Поэтому риск столкнуться с произволом хозяина, судьи, чиновника, военного офицера был гораздо выше. В любой из этих ситуаций оказаться вооружённым письменным защитным заклинанием было лишь элементом хорошего жизненного планирования.

Существовали целые фолианты подобных заклинаний. Например:

«Как солнце восходит, и луна, по воле вышней, и как цари и князья, и полководцы, и воеводы, и все люди, так и я, раб Божий, да явлюсь красотою солнца и луны в глазах их. Как цари и воеводы, и полководцы, и все правители любят всякий драгоценный камень, и да любят все люди меня, раба Божия».

В те времена общество было жестоко иерархическим. Все, кроме царя, в той или иной мере находились под абсолютной и произвольной властью кого-то другого, стоящего выше по социальной лестнице. Вера в магию давала ощущение защиты — способ проявить крошечную толику власти в мире, где твоя жизнь целиком зависит от чужого каприза. Эта вера была универсальной. Одинаково ей подвластны были и элита, и простой народ. Тут и содержалась подлинная опасность.

К колдунам обращались массово не только простые люди, но и знать.

Колдовство могло вооружить подчинённых и ниспровергнуть общепринятый общественный порядок. На этом месте становится понятно, что в таких практиках были более задействованы мужчины. С этим и связано то, что, в основном, они и становились обвиняемыми. Можно было легко подпасть под подозрение властей, если случайно кто-то обнаружит у тебя «заклинание власти». Такая практика рассматривалась как угрожающая социальному, религиозному и политическому порядку, построенному на неоспоримых иерархиях.

Безусловно, представления о колдовстве, магии и ведьмах в целом, в «тёмной» России, по сравнению с «просвещённой» Европой, выглядят довольно скучно. Конечно, когда суровые бородатые мужики сочиняют заговоры и заклинания в поэтическом ключе и варят обычные травы — это не очень интересно. Гораздо веселее, когда обнажённые девицы летят на мётлах на какую-нибудь гору, чтобы устроить там безобразно разнузданную оргию...

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится