Биография Виктора Борисова-Мусатова
Виктор Борисов-Мусатов — уроженец Поволжья. Он появился на свет 2 апреля 1870 г. в саратовском семействе мещан, родители в недавнем прошлом были крепостными. Будучи совсем маленьким, мальчик повредил при падении спину, отчего у него со временем вырос горб. Несмотря на это, ребенок рос добрым, общительным, одновременно любил помечтать в одиночестве. Важную роль в воспитании будущего живописца сыграл дедушка Борис, его имя стало в дальнейшем основой двойной звучной фамилии.
Виктор Борисов-Мусатов с юных лет стал проявлять интерес к изобразительному творчеству. В местном училище, куда мальчика отдали в 1884 г., он не «дружил» с точными науками, а вот уроки рисования проходили на «отлично». Педагоги рекомендовали молодому дарованию развивать способности, в 1890 г. юноша стал студентом училища живописи, ваяния и зодчества в Москве. Параллельно Виктор в качестве вольнослушателя посещал Академию художеств в северной столице. Он хотел остаться в этом городе, однако здоровье не выдерживало петербургского климата.
В Москве в 1894 г. состоялась студенческая экспозиция, где Борисов-Мусатов выставил ряд своих произведений. Работа «Майские цветы» заинтересовала княгиню Елизавету Федоровну. За счет вырученных средств живописец посетил Крым, Кавказ: местные пейзажи стали темой его этюдов. С 1895 г. Виктор Борисов-Мусатов жил в столице Франции, учился там в мастерской живописца Фернана Кормона (Fernand Cormon), постигал приемы классической техники и любовался шедеврами парижских музеев.
В 1898 г., испытывая финансовые трудности, художник приехал в Россию, начав плодотворный период своего творчества. На его холстах возник образ знаменитой «мусатовской девушки», нежной и мечтательной.
Виктор Борисов-Мусатов создал ряд работ, посвященных жизни русских дворян XVIII столетия. Вдохновение он черпал, посещая в 1901-1902 гг. саратовские имения: Зубриловку, Слепцовку, Введенское. На произведениях живописца появлялись старинные усадьбы и парки как ностальгия по эпохе, которая на глазах автора растворялась в прошлом.
В 1903 г. Виктор Эльпидифорович обосновался в Подольске. Здесь он продолжал творить, однако работы живописца на родине не пользовались популярностью, их мало выставляли. А вот в Европе его оценили, мастер даже был избран членом Национального общества изящных искусств Франции.
Из-за полученной в детстве травмы художник не отличался крепким здоровьем. Он скончался в молодом возрасте 26 октября 1905 г. и свой вечный приют обрел в Тарусе, где жил последние месяцы.
Самые известные картины Виктора Борисова-Мусатова
Творчество художника глубоко лирично, произведения воплощали его мечты о прекрасном. Среди известных картин Виктора Борисова-Мусатова стоит отметить следующие:
- «Мальчик с собакой» (1895) — образ ребенка, несмотря на застывшую позу, получился очень естественным. Оставаясь наедине с природой, он полностью поглощен игрой.
- «Весна» (1901) — автор очень тонко передает состояние природы. Картина буквально дышит свежестью, легкостью, светом.
- «Водоем» (1902) — образы героинь Борисов-Мусатов рисовал со своей сестры и невесты. Но главное здесь — не портретное сходство, а внутренняя поэзия, взаимодополнение персонажей и пейзажа. Так, юбка одной из девушек по форме повторяет силуэт пруда.
- «Призраки» (1903) — работа наполнена атмосферой тихой грусти, здесь нет границы между реальностью и видением. Кажется, что в любой момент человеческие фигуры и усадьба растают в воздухе.
- «Изумрудное ожерелье» (1903-1904) — название картины обозначает аллегорическое украшение из девушек, символизирующее вечную женственность. В палитре произведения художник выбирал свои излюбленные сине-зеленые оттенки.
- «Реквием» (1905) — Борисов-Мусатов создавал работу под впечатлением смерти жены друга Надежды Станюкевич. Хотя женские полупрозрачные фигуры олицетворяют собой грусть и скорбь, картина окрашена в светлые тона.
Несмотря на короткую, быстро угасшую жизнь, творчество мастера оставило свой след в изобразительном искусстве. Его живопись можно сравнить с тихим и печальным сновидением. Виктор Борисов-Мусатов обладал редким даром изображать красоту без назидательности, идейности и дешевой сентиментальности.