На юге Франции в городе Арль подошло к концу обустройство уникального парка, в котором помимо ухоженных аллей и разнообразной растительности построено несколько фантастических объектов, созданных именитыми дизайнерами и художниками. Главной изюминкой создания социально-культурного комплекса стало то, что в разработке основных сооружений участвовали Олафур Элиассон, Карстен Хеллери и Фрэнк Гери, проект которого по праву занял центральное место парка, получившего название Parc des Ateliers.
Справка: Город Арль территориально относится к региону Прованс, находящемуся на Средиземноморском юге Франции. Разноплановый природный ландшафт и богатое историческое наследие сделало город культурным центром всего региона. Заповедник с водно-болотными угодьями Камарг, живописный горный массив Ле-Альпий, монументальный амфитеатр Алискамп, античный театр Арль, древнеримская история, личности с мировыми именами, проживавшие здесь – все это стало предпосылкой того, что город внесли в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (1981 г.).
Стоит упомянуть, что строительство впечатляющего общественного места, призванного стать центром культурной жизни города, инициировал Международный фонд Luma Foundation, который дает неограниченные возможности творческим людям и позволяет экспериментировать в создании инновационных и неординарных объектов или проектов. И неважно, будут это художники, архитекторы, люди искусства или ученые и экологи, главное, чтобы они были новаторами, стремящимися улучшить наш мир.
На реализацию проекта 56-метровой «Мерцающей башни», предназначенной для размещения Центра искусств, швейцарский коллекционер Майя Хоффманн выделил личные средства. Увлеченный творчеством великого современника Фрэнка Гери (Frank Gehry), меценат не пожалел 150 млн евро, чтобы эксцентричный объект стал украшением парка, на месте которого когда-то был старый железнодорожный вокзал и депо.
Если же говорить о необычной форме высотки, то по словам самого мэтра архитектуры, ее дизайн был вдохновлен местной историей, завораживающим ландшафтом и тем, что неподалеку еще один незаурядный творец написал известнейшую свою работу. «Мы хотели отразить местный колорит, от «Звездной ночи» Ван Гога до парящей скальной гряды, которые и являются достопримечательностью этого региона, – объясняет Фрэнк Гери. – Центральный объем комплекса повторяет очертания римского амфитеатра, а над ареной возвышается динамичная извилистая башня, которую легко заметить издалека».
И это немудрено, ведь не только 56-метровая высота выделяет новый футуристический объект. Как оказалось, его мерцающий фасад состоит примерно из 11 тыс. хаотично расположенных панелей, созданных из нержавеющей стали, которые позволили придать особую динамичность формам, меняющим свой облик в зависимости от освещения.
Свое решение в выборе материала Фрэнк Гери объяснил так: «Мне понравилась идея запечатлеть и отразить свет в этом регионе и этом городе. Это не холодное здание ... В металле есть какая-то мягкость, даже внутри. Он играет со светом необычным образом, на который я и надеялся. Это часть города, и я хотел, чтобы он был мягким и гостеприимным».
Единственный элемент, который доказывает, что это все же здание, а не гигантских размеров арт-объект – это окна. Оконные проемы правильной формы нарушают хаотичное движение стальной оболочки, закрепленной на основательной бетонной структуре. Благодаря этому Центр искусств «из помятого блестящего пакета» превращается в эффектное здание, где планируют проходить не только культурные мероприятия и организовываться выставки произведений прикладного искусства, но и семинары, встречи, мастер-классы и исследования. Основанием же башни является огромная ротонда, созданная из стали и стекла, которая своими формами напоминает римский амфитеатр Алискамп, который был построен в 90 году нашей эры и сохранился по сей день (сам Гери основание объекта назвал «Барабан»).
На 15 тыс. кв. м оформлены просторные конференц-залы, залы для тематических семинаров, библиотека, кафе, несколько демонстрационных залов, исследовательских лабораторий, мастерских и студий, проектные бюро и архивные помещения. Помимо самой башни, старые здания промзоны, расположенные у ее подножия превращены в павильоны, а на прилегающей территории появился городской парк, площадью 7 га.
Обустройством участка, выделенного под строительство ансамбля занималось бельгийское бюро ландшафтных архитекторов Bas Smets, которым удалось внедрить не только растения. Теперь на месте заброшенного железнодорожного вокзала высажены деревья местных сортов, разбиты клумбы, лужайки, сделаны аллеи и настоящий пруд.
После торжественного открытия Parc des Ateliers, состоявшегося 26 июня 2021 г., устроители масштабного культурного центра пытаются обеспечить соответствующей инфраструктурой эту часть города (гостиницы, рестораны, магазины), поскольку ожидается значительное увеличение потока туристов. Тем более, что доступ на территорию парка, в Центр искусств, и все павильоны – свободный.