Она буквально тянула на себе весь дом, а в ответ иногда не получала ничего. Однажды Нина Павловна даже попыталась уйти от Гайдая, а он сказал ей всего шесть слов, и она осталась. И никогда больше не пыталась
Студенческий роман
Нина Гребешкова влюбилась в Гайдая ещё в студенческие годы, когда они учились во ВГИКе. Она – на актёрском факультете, он – на режиссёрском. Он – высокий, очень худой и нескладный, в вечно обтрёпанных по низу брюках, и она – московская красавица с сияющей улыбкой. Но при этом Леонид Гайдай был очень обаятелен, а Нина Гребешкова с первых дней знакомства оценила невероятное чувство юмора и цельность натуры молодого человека.
Хотя он даже ухаживать толком не умел. Репетиции во ВГИКе, как правило, заканчивались очень поздно, и однажды Гайдай просто сказал: «Я тебя провожу, раз уж никто не провожает!» Однокурсники же вспоминали всегда, как светилась Ниночка от счастья, глядя на Гайдая. Она и сейчас сохраняет привлекательность, а в молодые годы Нина Гребешкова по праву могла называться первой красавицей курса.
Когда же Гайдай провожал Нину, он никогда не признавался ей в любви, не говорил о пылких чувствах, не дарил цветов и подарков. Просто однажды заявил: «Что мы все ходим и ходим? Давай поженимся!» Девушка опешила, а после рассмеялась: они же будут выглядеть комично! Она маленькая, а он – длинный, как жердь! Ему нужно найти себе девушку статную. Гайдай же ответил, что большую он даже не поднимет, а её будет носить на руках.
Несдержанное обещание
К сожалению, обещание своё носить жену на руках Леонид Гайдай так и не сдержал. Однажды, спустя 10 лет после свадьбы, Нина Гребешкова попросила мужа подать ей руку при переходе по дощатым мосткам через какую-то яму. На что режиссёр язвительно спросил, не перенести ли её ещё на руках. Актриса была крайне расстроена и решилась напомнить супругу о данном когда-то обещании. Гайдай же лишь пожал плечами, а его жена заплакала.
При этом она полностью обеспечивала быт Гайдая, неустанно заботилась о нём, отправлялась вместе с мужем в киноэкспедиции. Все коллеги понимали, насколько трудно приходится Нине Павловне рядом с гением. У него был сложный характер, вредные привычки, в последние годы он пристрастился ещё и к азартным играм. Она же всё терпела, мирилась со всеми недостатками супруга и всё обращала в шутку.
И главная функция по обеспечению семьи лежала тоже на ней. Леонид Иович получал довольно приличные гонорары за свои фильмы, но это случалось обычно раз в пару лет, и на эти деньги совершались серьёзные покупки: дача, машина. Кроме того, режиссёр страстно любил угощать друзей и знакомых, а ещё всем давал в долг, забывая потребовать возврата. Дома он не забивал гвозди, не вешал полки, не знал даже, где лежат его носки.
Однажды, когда Нина Павловна устала нести на себе весь ворох бытовых проблем, она решила развестись с Гайдаем. Он, услышав от жены известие о предстоящем разводе, сел на стул, обхватил голову руками и произнёс лишь одну фразу: «Нина, я же без тебя пропаду…» Актриса вдруг поняла, что так и будет на самом деле. Её гениальный муж был совершенно неприспособлен к жизни. Она осталась и больше никогда не допускала мысли о расставании.
Королева эпизода
Несмотря на все бытовые трудности и проблемы, Нина Гребешкова была счастлива. Она любила супруга и не считала себя жертвой обстоятельств. Актриса сыграла множество серьёзных драматических ролей в кино, но запомнилась она своими эпизодическими работами в фильмах Гайдая.
К примеру, на роль медсестры в фильме «Кавказская пленница» Нина Павловна попала совершенно случайно. Она должна была сниматься в главной роли у другого режиссёра, когда у Леонида Гайдая открылась язва желудка. И супруга поехала вместе с ним на съёмки, чтобы ухаживать за мужем, кормить его домашней едой и следить за тем, чтобы он вовремя принимал лекарства. Леонид Иович тут же придумал роль для жены.
Он всегда дорожил мнением Нины Павловны, она была первым читателем его сценариев. Если ей не нравилась какая-то сцена, он тут же садился придумывать её заново. А ещё в фильмах Гайдая постоянно звучат фразы, которые Нина Павловна произносила дома.
Было ещё одно потрясающее качество у известного режиссёра: он был большим ценителем женской красоты, но никогда и ни при каких обстоятельствах не давал жене повода усомниться в своей верности. За 27 лет, прошедших с момента смерти режиссёра, не всплыла ни одна «романтическая» история, связанная с его именем.
Жизнь после любви
Леонид Гайдай скончался неожиданно из-за оторвавшегося тромба, перекрывшего лёгочную артерию. Умер он на руках своей жены, и в тот момент ей пришлось самостоятельно справляться с этой невосполнимой утратой. Дочь с семьёй находилась за границей. После похорон Нина Гребешкова неожиданно порадовалась тому, что она похоронила мужа, а не он её… Как бы он справился со всем этим без неё?
Она медленно, день за днём училась жить без него, а спасала её работа. Она и сегодня много снимается, не отказывается от эпизодов и ролей в сериалах. И может бесконечно пересматривать фильмы своего мужа, ведь в каждом из них присутствует он сам. Герои часто произносят его фразы, используют его жесты. Леонид Гайдай продолжает жить не только в своих фильмах, но и в бесконечной любви его супруги, Нины Павловны Гребешковой, всегда говорившей, что её лучшая роль – жена Гайдая.
***
Феномен комедий Леонида Гайдая заключается в том, что они, кажется, не устаревают, а как будто со временем становятся еще лучше. Все его фильмы несут на себе отпечаток неповторимого режиссерского стиля. Актеры, снимавшиеся у Леонида Иовича, вспоминают, как тщательно он относился к мелочам. Так, например, для каждого героя придумывался уникальный «фамильный жест», по которому сразу становилась видна вся его сущность. Чаще всего необходимые движения перед камерой Гайдай показывал сам.