![Юбер Робер: художник, которому выпала высокая честь стать первым хранителем знаменитого Лувра](https://homsk.com/upload/media/posts/2021-10/24/yuber-rober-hudozhnik-kotoromu-vypala-vysokaya-chest-stat-pervym-hranitelem-znamenitogo-luvra_1635028512-b.jpg)
Юбер Робер (Hubert Robert, 22 мая 1733 — 15 апреля 1808 гг.) — знаменитый французский художник XVIII века, выдающийся мастер пейзажа и каприччио. Юбер Робер также прославился в сфере ландшафтного и архитектурного дизайна, он спроектировал несколько уникальных садов и парков для королевской семьи и влиятельных вельмож Франции. Картины художника до сих пор поражают зрителей красотой античных руин, его творчество высоко ценили коллеги, критики и искушенная публика. В биографии мастера есть немало интересных фактов и примечательных событий.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/24/37995-entry-1-1635028512.jpg)
Юбер Робер также был первым хранителем самого известного музея Франции — Лувра и приложил множество сил для его создания и развития. Художник оставил потомкам около 1000 живописных произведений и более 10 000 оригинальных рисунков.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/24/37995-entry-3-1635028512.jpg)
Биография Юбера Робера
Юбер Робер появился на свет 22 мая 1733 года в Париже в семье высокопоставленного чиновника — управляющего делами посла Лотарингии во Франции Франсуа-Жозефа де Шуазеля, маркиза де Стенвиля (marquis de Stainville). Родители (Николя и Жанна Роберы) огромное внимание уделяли воспитанию сына, с малых лет обучая мальчика латыни и греческому языку.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/24/37995-entry-5-1635028512.jpg)
В 1745-51 годах Юбер учился в престижном парижском иезуитском колледже, после чего в течение 3 лет был подмастерьем у скульптора Мишеля-Анж Слодца (Michel-Ange Slodtz). Опытный наставник обучил юношу основам своего ремесла, но, разглядев в нем талант к живописи, посоветовал впредь заниматься этим видом изобразительного искусства.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/24/37995-entry-7-1635028512.jpg)
В 1754 году сын покровителя Николя Робера — Этьен-Франсуа де Шуазель (Étienne François de Choiseul) получил назначение на должность французского посла в Италии и пригласил молодого Юбера поехать с ним. В Риме, благодаря протекции дипломата, талантливый художник в течение 5 лет получал пенсию Парижской академии искусств и работал в мастерской Джованни Паоло Паннини (Giovanni Paolo Pannini).
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/24/37995-entry-9-1635028512.jpg)
Тогда же Юбер Робер познакомился с Джованни Баттистой Пиранези (Giovanni Battista Piranesi), а чуть позже и с Жаном-Оноре́ Фрагона́ром (Jean-Honoré Fragonard), с которыми поддерживал дружеские отношения в течение всей оставшейся жизни. В 1759 году французская академия искусств перестала выплачивать молодому автору пенсию, но он решил остаться в Италии еще на 6 лет, зарабатывая на жизнь написанием городских пейзажей.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/24/37995-entry-11-1635028512.jpg)
Вернувшись в Париж в 1765 году, Юбер Робер уже имел репутацию модного европейского живописца. Поэтому сразу после первой презентации своих работ на ежегодном салоне он стал действительным членом Королевской Академии живописи и скульптуры. Затем Робер был назначен дизайнером королевских садов и многие годы, помимо написания картин, занимался проектированием дворцов и парков в Париже и его окрестностях.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/24/37995-entry-13-1635028512.jpg)
В 1778 году Людовик XVI принял решение открыть в бывшем королевском дворце художественный музей и первым хранителем Лувра стал именно Юбер Робер. Но перед открытием постоянной экспозиции нужно было сделать масштабную перепланировку здания, а денег на эти нужды в казне так и не нашлось. Поэтому Роберу пришлось в течение последующих 11 лет заниматься поддержанием обширной королевской коллекции произведений искусства в хорошем состоянии, совмещая эту работу с карьерой художника.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/24/37995-entry-15-1635028513.jpg)
Великая французская революция ознаменовала собой не только падение монархии, но и конец беспечной жизни знаменитого живописца. Комитет революционного надзора в октябре 1793 года объявил Робера подозрительным лицом и по решению этого органа художник был отправлен в тюрьму. В течение почти 10 месяцев Юбер ожидал смертного приговора в заключении, но после казни Робеспьера (Maximilien Robespierre) его оправдали и выпустили на свободу.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/24/37995-entry-17-1635028513.jpg)
60-летний живописец вновь вернулся к выполнению обязанностей хранителя Лувра, спустя 6 месяцев после того, как в феврале 1794 года состоялось официальное открытие знаменитого музея. Но пребывание в тюрьме подорвало здоровье мастера и спустя 8 лет он ушел в отставку.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/24/37995-entry-19-1635028513.jpg)
Вплоть до 1798 года, Юбер Робер ежегодно принимал участие в парижских салонах, а его работы постоянно пользовались успехом у публики. До конца своих дней художник продолжал писать картины и разрабатывал проекты перепланировки Лувра. Но 15 апреля 1808 года он скоропостижно скончался от обширного инсульта в возрасте 75 лет. Его похоронили на парижском кладбище Отой, на котором до сих сохранилась только мемориальная доска с именем художника.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/24/37995-entry-21-1635028513.jpg)
Самые известные картины Юбера Робера
Великий французский художник за длительную творческую карьеру создал немало прекрасных шедевров. И все же, к числу самых известных картин Юбера Робера относятся:
- «Античные руины» (1754-1765) — одна из лучших работ мастера, созданных во время 11-летнего пребывания в Риме. На фоне разрушенных древних архитектурных памятников художник искусно изобразил простых людей — своих современников, занятых повседневными делами.
- «Основные памятники Франции» (1786) — цикл из 4 масштабных произведений с изображениями древних руин римской эпохи. Художник написал картины для украшения интерьера королевского замка в Фонтенбло, но они так и не были установлены в запланированном месте.
- «Воображаемый вид Большой галереи Лувра в руинах» (1796) — шедевр, в котором живописец попытался представить зрителям разрушенное временем или глобальным катаклизмом здание знаменитого парижского музея. Идея создания произведения возникла в голове мастера после катастрофических событий Великой французской революции, принесшей людям большие несчастья.
- «Проект большой галереи Лувра» (1796) — наглядное отображение грандиозного замысла великого художника по превращению старинного королевского дворца в прекрасный музей. В этой картине Робер сумел показать зрителям насколько прекрасным может стать огромное здание, наполненное величайшими шедеврами изобразительного искусства разных эпох.
![](https://homsk.com/upload/media/entries/2021-10/24/37995-entry-23-1635028513.jpg)
Юбер Робер по праву считается одним из знаковых мастеров городского пейзажа XVIII столетия. А его лучшие работы сегодня находятся во многих музеях мира, в том числе в парижском Лувре и петербургском Эрмитаже.