Юрий Анненков: гений русского авангарда, живописец и график, чьими картинами можно восхищаться бесконечно
1,182
просмотров
Юрий Павлович Анненков был известным русским художником-авангардистом XX века, графиком и живописцем, блестящим мастером портретного жанра и пейзажей с элементами кубизма.

Творчество Юрия Анненкова отражает большую свободу и непринуждённость мастера, наполнено импровизацией и изящными пластичными решениями. Его картины выполнены в своеобразной декоративно-плоскостной манере живописной абстракции, с удивительным сочетанием цветовых пятен и чётких контуров. Проницательные графические рисунки передают суть или портретное сходство даже при минимуме линий и отсутствии отдельных частей.

Юрий Анненков. «Автопортрет», 1910
Юрий Анненков. «Автопортрет», 1920

Биография Юрия Анненкова

Юрий Анненков родился 23 июня 1889 года в Петропавловске Тобольской губернии, в котором его отец, участник революционной организации «Народная воля», находился в ссылке. В пять лет вместе с родителями вернулся в Петербург, ставший для него второй родиной.

Юрий Анненков. «Портрет матери», 1925

Юрий Анненков в детстве много времени проводил на даче в финском посёлке Куоккала. Здесь, в кругу художественной интеллигенции, происходит судьбоносная встреча с Ильёй Репиным и Корнеем Чуковским. Первый укрепит желание молодого человека стать художником, второй, будучи влиятельным человеком, спустя несколько лет окажет значимую протекцию.

Юрий Анненков. «Адам и Ева», 1918

После окончания гимназии в 1908 году Юрий Анненков ещё находится на распутье и по настоянию отца поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Но в этом же году начинает параллельно учиться в частной художественной студии Яна Францевича Ционглинского — одного из первых русских импрессионистов.

Юрий Анненков. «Эскиз декорации к спектаклю «Газ», по пьесе Георга Кайзера», 1922

Под влиянием Ционглинского Юрий увлекается новой французской живописью. В его ранних работах прослеживаются сине-фиолетовые тени, эффекты световоздушной среды, стремление запечатлеть сиюминутное мгновение, блеск и красоту зимней природы.

Юрий Анненков. «Вид на Пантеон из Люксембургского сада», 1925

В 1909 году Анненков пытается поступить в Академию Художеств, но проваливает экзамены. Ционглинский советует продолжить обучение у мастеров живописи в Париже. Следуя рекомендации учителя, в 1911 году Юрий Анненков отправляется в столицу Франции, где посещает занятия в школах искусств, берёт уроки у Феликса Валлоттона (Felix Vallotton) и Мориса Дени (Maurice Denis).

Юрий Анненков. «Площадь Святого Марка в Венеции», 1930

Спустя два года Анненков возвращается в Петербург, но уже совсем иным художником, далёким от устаревших тенденций импрессионистов. Теперь в его творчестве происходит синтез кубизма и реализма. Молодой человек много экспериментирует, находит интересные стилистические решения. Его картины, словно узоры в калейдоскопе, собраны из геометрических форм разных цветов и оттенков.

Юрий Анненков. «Арки Триумфального собора», 1930

Увлекшись графикой, Юрий Павлович много и усердно работает. Рисует иллюстрации к периодическим изданиям и книгам. Пишет портреты известных людей. Революцию 1917 года принимает благосклонно. Заводит дружбу с революционерами высшего звена, становится самым востребованным и дорогим художником в Советской России. Плодотворно работает с Блоком, Беленсоном, Венгеровым. Иллюстрирует поэму «Двенадцать» и сказки Чуковского. Издаёт собственную книгу «Портреты», собравшую изображения известных представителей искусства и политики.

Юрий Анненков. «Театр Варьете», 1928

В 1924 году, когда политическая конъюнктура в стране Советов начинает меняться, Юрий Анненков выезжает на Венецианскую выставку, чтобы никогда не вернуться обратно. Обосновывается в Париже, пишет пейзажи предместий, женские портреты и интерьеры. В его работах становится меньше линий и больше цвета, появляются цветовые пятна и размытые силуэты.

Юрий Анненков. «Венеция», 1930

С 1930-х годов успешно работает в киноиндустрии: оформляет декорации к сценам и рисует костюмы. В 1955 году этот вид деятельности приносит номинацию на премию «Оскар». Последние годы жизни мастер полностью посвящает художественному оформлению журналов и книг, иллюстрирует труды Солженицына и Булгакова.

Юрий Анненков умер 12 июля 1974 года, за 11 дней до своего 85-летия. По мнению искусствоведов, у него была счастливая эмигрантская судьба.

Самые известные картины Юрия Анненкова

Картины Юрия Анненкова не перестают радовать истинных ценителей искусства. Наиболее известные произведения:

  • «Мечты провинциала (Боровичи)» (1912) — в картине использованы сечения, разделяющие целое на секторы с независимыми сюжетами.
  • «Портрет Елены Борисовны Анненковой» (1917) — на холсте запечатлена балерина Елена Гальперина, жена художника.
  • «Июнь. Лес» (1918) — скомпонованный из частей пейзаж в стиле кубизма.
  • «Портрет Мирона Абрамовича Шерлинга» (1918) — в работе академический рисунок искусно сочетается с техниками авангардизма.
  • «Портрет А. М. Горького» (1920) — при создании использовалось соединение техник акварели, туши, карандаша и чернил.
  • «Иллюстрация к поэме А. А. Блока «Двенадцать» (1918) — отражает характерный стиль художника с использованием элементов кубофутуризма.
Юрий Анненков. «Мечты провинциала (Боровичи)», 1912
Юрий Анненков. «Портрет Елены Борисовны Анненковой», 1917
Юрий Анненков. «Июнь. Лес», 1918
Юрий Анненков. «Портрет Мирона Абрамовича Шерлинга», 1918
Юрий Анненков. «Иллюстрация к поэме А. А. Блока «Двенадцать», 1918
Юрий Анненков. «Портрет А. М. Горького», 1920

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится