За кадром фильма «Война и мир»: как Бондарчук снимал батальные сцены, вдохновившие в XXI веке создателей «Хоббита»
798
просмотров
Благодаря «Оскару» нашу экранизацию романа «Война и мир» прекрасно знают во всем мире, она считается классикой мирового кинематографа. Особенно впечатляет иностранных режиссеров техника картин сражений.

Считается, что сегодня любая батальная сцена в кино в той или иной степени создается под воздействием Бородинской битвы Бондарчука. Снимали в 1960-х годах практически без спецэффектов, поэтому размах работ впечатляет до сих пор. Западные кинематографисты жалуются, что подобного больше никто не повторит, так как в распоряжении русских во время съемок киноэпопеи была вся Советская армия. На самом деле это преувеличение. В съемках Бородинского сражения было задействовано «всего» около 15 тысяч человек пехоты и специально созданный для фильма кавалерийский полк в 950 сабель.

Создатель трилогии «Властелин колец» Питер Джексон перед выходом на экран заключительной части киносаги «Хоббит: Битва пяти воинств» признался журналистам, что во время съемок батальных сцен ориентировался на «Войну и мир».
– Перед съемками мы посмотрели «Войну и мир», – рассказал в интервью Джексон. – Наблюдали за удивительной работой света: вокруг пушек появляются облака пыли, сквозь них пробивается солнечный свет и образует на земле тени. В некоторых планах мы использовали приемы освещения из этого фильма.

Кадр из к/ф «Война и мир»

Оператор-постановщик Анатолий Петрицкий подтвердил, что к нему приходил запрос от съемочной группы из Новой Зеландии, «спрашивали, сколько народу у нас снималось». Западным коллегам в ответ отправили материалы о съемках великого романа. Впрочем, им это вряд ли помогло. Сегодня, как жалуются создатели фильмов, размах уже не тот: «Голливуд вынужден нанимать за деньги 200 статистов и заставлять их 25 раз бегать вокруг одного и того же столба». У Бондарчука же все было по-настоящему.

25 августа 1963 года, в день 151-й годовщины Бородинского сражения, недалеко от Старой Смоленской дороги начались натурные съемки центральной панорамы великой битвы. Многотысячная массовка, 23 тонны взрывчатки и 40 тысяч литров керосина, 15 тысяч ручных дымовых гранат, 2 тысячи шашек, 1500 снарядов. Эти съемки внесены в Книгу рекордов Гиннесса как самые масштабные в истории.

Собственная кавалерия

Для батальных сцен в историческом фильме требовалась кавалерия, без бравых гусар было никак не обойтись. Министерство обороны СССР предоставило для съемок солдат, - все-таки фильм снимался с поддержкой «сверху», это был настоящий масштабный «госпроект», - но обеспечить съемочную группу лошадьми и всадниками было просто не в силах военного ведомства, ведь кавалерию, как род войск, упразднили уже лет десять назад. Пришлось по всей стране собирать лошадей и военных, умеющих сидеть верхом.

На съемках фильма «Война и мир», 1963 год

В результате был сформирован 11-й отдельный кинематографический кавалерийский полк, который затем просуществовал ровно сорок лет (только в 2002-м его урезали и превратили в Кавалерийский почетный эскорт в составе Президентского полка). Доблестная кинематографическая дивизия снималась затем во многих исторических лентах «Мосфильма»: «Белое солнце пустыни», «Бег», «О бедном гусаре замолвите слово», «Чёрная стрела», «Битва за Москву», «Сибирский цирюльник» (1998), Гардемарины, вперёд! В этом полку в начале своей карьеры служили знаменитые артисты: Сергей Ростоцкий, Сергей Жигунов, Игорь Скляр, Владимир Гостюхин и режиссеры Федор Бондарчук, Егор Кончаловский, артисты цирка Михаил Запашный и Мстислав Запашный.

Заводы для создания реквизита

Особую достоверность фильму придают уникальные костюмы и реквизит. Для того чтобы все выглядело максимально натурально и достоверно, костюмеры и мосфильмовские мастера изучали запасники 58 музеев. Затем по созданным эскизам шились костюмы и производились предметы была – от телег до табакерок. Для этого Министерством промышленности были выделены 40 предприятий, которые в течение нескольких лет работали только на «Войну и мир».

Батальные сцены в фильме «Война и мир» стали классикой кинематографа

Было сделано 9 тысяч костюмов, 12 тысяч киверов, 200 тысяч пуговиц, точные копии русских и французских наград (орденов и медалей), оружия. Построено 50 декорационных объектов и 8 мостов, из них 3 — через Днепр. Когда съемочная группа для работы над эпизодами Шенграбенского и Аустерлицкого сражений поехала в Закарпатье, с ними отправились 150 вагонов с оборудованием.

Уникальная операторская работа

Сегодня по эпизоду Бородинского сражения Бондарчука в вузах всего мира изучают специфику постановки батальных сцен – она действительно стала классикой. Никакой реквизит и настоящие взрывы не превратили бы фильм в шедевр кинематографии без умения правильно их снять. Многие операторские приемы, которые до сих пор активно эксплуатируются голливудскими специалистами, были придуманы и впервые опробованы на съемках киноэпопеи.

Режиссер и он же исполнитель роли Пьера Безухова – Сергей Бондарчук на съемках

Так, например, во время битвы были использованы крупные планы (показывались лица солдат во время боя), работала субъективная камера (съемка иногда велась «с точки зрения» одного персонажа – человека или даже летящего пушечного ядра), применялась съемка с нижнего ракурса, которая придает фигуре величие (так снят во время битвы капитан Тушин). Кроме того, некоторые сцены сняты длинным планом, например, панорама Бородинской битвы.

Фильм принес первый «Оскар» за игровой фильм нашей стране и два тяжелейших сердечных приступа с клинической смертью режиссеру. Однако результат оправдывал все: до конца жизни Сергей Бондарчук считал «Войну и мир» своим главным творением, ведь именно эта работа сделала его настоящим классиком мирового кино.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится