Кем же был великий мастер: тайным еретиком или истинным христианином? Скрытый смысл и неожиданные грани его творчества — далее в обзоре.
Парад наказаний и роскошь воображения на картинах Босха
Иероним Босх писал свои полотна в стилистике северной голландской живописи поздней готики. Многие искусствоведы придерживаются того мнения, что его всё же нельзя назвать представителем местной художественной школы. Стиль его работ слишком уж сложен и неоднозначен. Некоторые исследователи предполагают, что это следствие его путешествий по Европе. Хотя сохранившиеся документы того времени этого факта не подтверждают, но некоторые косвенные свидетельства есть. Художник отсутствовал в родном Хертогенбосе несколько лет с 1498 по 1504 год. В работах этого периода слишком ощутимо и заметно влияние венецианского искусства.
У Босха в его видениях ада сатана и его приспешники подвергают несчастных грешников бесконечному параду разнообразных наказаний. Например, заяц ловит бывшего охотника, привязывая его к шесту. Тут же пара охотничьих собак терзает человека. За карточным столом игрок сидит с пригвождённой к нему рукой, а бес держит его за шею. Ещё один грешник распят на огромной арфе, тело его напоминает дерево, которое собирается ощипать демон.
Все эти сцены выглядят единым целым и бесподобным хаосом в одно и то е время. Этот неповторимый стиль закрепил за художником статус одного из самых оригинальных создателей ада. Его картины являются с одной стороны предупреждением для всех людей о том, что загробной жизни избежать никому не удастся. Вне зависимости от того, веришь ты в неё или нет. С другой, они дарят надежду. Вечной боли можно избежать. В конце пути ожидает прекрасный свет, рай и вечность с Богом.
Успех при жизни
Сам Босх — мистик. Тайнами наполнено не только его творчество, но и жизнь. О нём известно довольно мало. Историки говорят, что семья, в которой в 1453 году родился художник, была творческой. Дед и отец тоже были художниками. Только их известность не покинула пределы родного городка. С юных лет мальчик проявлял задатки великого мастера. Когда он был маленьким, то ему не повезло наблюдать за ужасным пожаром в Хертогенбосе, уничтожившем большую часть города. Катастрофа произвела на него неизгладимое впечатление. Последствия её влияния становятся очевидными на полотнах Босха в позднем периоде творчества. На некоторых из них задний план представляет собой яростно бушующее всепоглощающее пламя огня.
В начале 1480-х годов Иероним женился на богатой женщине по имени Алейте Гойартс ван ден Меервенне. Её капиталы позволили ему продолжать заниматься любимым делом. Первые работы Босха представляют собой довольно классическую живопись с изображением вполне традиционных религиозных сцен, ему заказывали украшения храмов. Авторитет его рос и ему стали заказывать картины очень богатые и влиятельные люди. Творчество тоже претерпело изменения. Более классические сцены сменили апокалиптические пейзажи. Именно этими работами наиболее знаменит художник сегодня.
Новая выставка откроет новые грани
В Хертогенбосе, родном городе Босха, шесть лет назад прошла крупнейшая в истории ретроспектива его работ. Этим летом в Музее изящных искусств в Будапеште (MFAB) в Венгрии дебютирует небольшая, но столь же амбициозная выставка. Она получила название «Между адом и раем: Загадочный мир Иеронима Босха» и будет проходить до 17 июля. В показ включена почти сотня работ великого мастера и его коллег. Организаторы уверяют, что это наиболее полная выставка работ Босха, когда-либо проводившаяся в Центральной Европе. В неё включены большинство его картин. Некоторая часть из них спорна, их приписывают художнику, но его авторство не доказано полностью.
Основные моменты «Ада и рая» включают триптих «Страшный суд» в Музее Брюгге, «Корабль дураков» в Лувре, «Поклонение волхвов» в Метрополитен-музее и «Ecce Homo» в музее Штеделя. Эти шедевры находятся в диалоге с работами, которые вдохновляли Босха, и наоборот. В каждом из семи разделов выставки обсуждаются различные аспекты жизни и творчества художника, от религиозных взглядов, сформировавших его искусство, до его развивающегося наследия.
Исследование смысла человеческого бытия — это вечная и излюбленная тема Иеронима Босха. Проблемы выбора между добродетелью и пороком, вопросы веры и истины, переживания необузданных желаний и овладения ими, а также духовное качество человеческого существования. Все эти истории рассказаны великим художником на его непередаваемом оригинальном изобразительном языке. Тревожные и причудливые полотна оказали влияние не на одно поколение художников. И породили сюрреалистов 20 века.
Отец жанра хоррор и хэви-метал
Как утверждают эксперты, ни один другой художник в западной живописи никогда не запечатлевал такое устойчивое демоническое воображение. Результат его творчества — это и пять столетий последователей, и современные образы в кино и романах ужасов, и даже музыкальный стиль хэви-метал. Хаотичная природа работ Босха предлагает зрителю разглядеть и понять что-то самому. В каждой точке полотна Босха есть вопрос и есть ответ. Нужно лишь уметь не только смотреть, но и видеть. У каждой картины свои секреты.
Спорное авторство и тайное творчество
Датирование полотен Иеронима Босха весьма затруднено. Споры у искусствоведов вызывают многие картины. Например, «Поклонение волхвов» считают ранней работой. Некоторые предполагают, что написана она была во время предполагаемого пребывания художника в Венеции. Абсолютной уверенности в том, что это Босх у специалистов нет. Историки от мира искусства допускают, что тонкая манера живописи мастера на этом полотне была приобретена им во время пребывания в Северной Италии.
Очень характерными являются мазки, которыми выполнен орнамент одежд чёрного волхва. Эта техника почти не использована во всех остальных частях этой композиции. Движения кисти художника здесь очень быстрые и тонкие. Краска ложится на холст практически полупрозрачно. Вероятно, картина является неким переходным этапом в развитии художественного мастерства. Босх, скорее всего, на тот момент находился под сильным влиянием итальянского искусства. Стиль более позднего творчества работ мастера говорит о том, что они, вероятно, были созданы уже на родине. И с этого момента на его полотнах начинают преобладать характерные фантасмагории, странности и весьма эксцентричные образы.
Если внимательно присмотреться к полотнам художника, то они вызывают массу вопросов. Если внимательно изучить все его образы, то начинает просматривать догматика в корне отличная от традиционных католических устоев. Некоторые эксперты предполагают, что Босх исповедовал так называемую катарскую ересь и был последователем этих «сектантов». Катаризм, что по-гречески значит чистый — это раннехристианское течение. Сведений о нём крайне мало и все они почерпнуты из протоколов инквизиторов. Правдоподобность этих документов весьма спорна. Ватикан стремился во что бы то ни стало уничтожить катаризм, а потому всячески очернял.
Костры инквизиции практически уничтожили катаров. Исторические отголоски сохранились во французской вотчине этой деноминации — в замке Монсегюр, что в Лангедоке. Эта крепость была разрушена в 1244 году. Вся верхушка катарской церкви был сожжена на костре. Течение было обезглавлено, но не умерло. Разрознённые группки верующих продолжали тайно собираться то тут, то там. Говорят, что где-то среди руин таинственной катарской крепости хранятся по сей день сотни ценных книг, где изложены катарами все тайны человеческого бытия, кои они постигли.
Последний заметный всплеск катаризма происходит в начале 14 века. Последователь по имени Пейре Отье пытается возродить катарскую веру. Вполне ожидаемо его и всех его братьев ожидал костёр. Перед казнью, Отье произносит совершенно замечательную фразу: «Ибо есть две христианских церкви: одна подвергается гонениям и прощает, другая властвует и сдирает кожу». На этом движение катаров теоретически прекратило своё существование.
Все догмы катарского вероучения оживают на полотнах Иеронима Босха. Его тайное послание прошло через века, оправдав его надежды и стремления. Созданные им произведения уникальны в не только в западной живописи, а в истории искусства в целом. Символы и знаки на полотнах художника, бесконечно странные и в то же время изысканные изображения и сегодня захватывают зрителя. Посредством совмещения мистических и реалистических картин они создают образ катарской вселенной с её высотами и глубинами. Духовность Босха и дуализм его мировоззрения весьма явно присутствуют во всех произведениях, созданных им когда-либо. Бесспорен один факт — Босх является гением иносказаний.