Закадровые секреты фильма «Человек с бульвара Капуцинов»: трюки «на спор», драки, соблазнение генерала и неизвестные герои советского вестерна
0
1,972
просмотров
23 января исполнилось 74 года известному каскадеру, который ставил трюки и дублировал актеров во многих легендарных советских фильмах, – Александру Иншакову. Одной из самых известных его работ стал культовый «Человек с бульвара Капуцинов».

Жанр вестерна предполагал большое количество батальных сцен и трюков, поэтому к работе была привлечена группа каскадеров. Настоящий «экшн» происходил за кадром: некоторые актеры отказывались от дублеров и сами устраивали драки, со съемочной площадки пропадали лошади, женщин играли мужчины, а режиссер Алла Сурикова разбивала бутылки о головы и даже… соблазняла генерала!

Кадр из фильма *Человек с бульвара Капуцинов*, 1987

О том, как проходили съемки этого фильма, Алла Сурикова позже рассказала в своей книге «Любовь со второго взгляда». Конечно, классическим вестерном «Человека с бульвара Капуцинов» назвать было нельзя, сценарист Эдуард Акопов и режиссер Алла Сурикова сами определили его жанр как «ироническую фантазию в стиле вестерна» и «ироническую комедию». Но даже при всей пародийности и комичности снять вестерн технически было очень сложно. Не случайно на кинофестивале «Золой Дюк-87» в Одессе этому фильму вручили специальный приз жюри «За достоверное изображение Дикого Запада в диких условиях советского кинопроизводства», а еще один приз был присвоен в номинации «За лучшую драку между советскими актерами».

Режиссер Алла Сурикова и актеры фильма *Человек с бульвара Капуцинов*, 1987

Во-первых, для советского кинематографа этот жанр был редким, а во-вторых, он требовал значительных затрат на постановку трюков. В конце 1980-х гг., в эпоху Перестройки и тотального дефицита перебои были даже с бензином. Эту проблему Сурикова решила легко и быстро: на заправку она отправляла мужчин-кинозвезд, и девушки-заправщицы тут же добывали все необходимое. С остальным материалом было сложнее. «Дикий Запад» пришлось собирать по крупицам. На чешской киностудии удалось раздобыть несколько комплектов сбруй и ковбойских седел. Костюмы и шляпы сшили на «Мосфильме». Перья для индейцев привезли из Крыма.

Николай Караченцов на съемках

Лошадей предоставил специальный кавалерийский полк, созданный при «Мосфильме» во время съемок «Войны и мира». Вот только найти общий язык с капитаном, командовавшим отрядом, режиссеру не удалось. То ли этот капитан сам хотел сняться в одном из эпизодов, то ли рассчитывал на дополнительное материальное «поощрение», но сначала он заявил, что не подпустит каскадеров к лошадям, а потом и вовсе увез и лошадей, и солдат. Положение казалось безвыходным, но тут на помощь пришли местные жители, которые приводили на съемки своих лошадей. Но на этом сложности не закончились: одну из лошадей украли! Тогда Алла Сурикова отправилась к начальнику милиции в компании Андрея Миронова, и лошадь тут же нашли и вернули на площадку.

Трюк с участием каскадеров

В западных классических вестернах Алла Сурикова увидела, как герои крушат мебель, разбивают стулья и бутылки друг другу о головы и задалась вопросом: каким образом при этом можно обойтись без травм? Она выяснила, что для этих целей всю мебель нужно изготавливать из особого легкого, очень редкого бальсового дерева, растущего только на Эквадоре. Естественно, о путешествии туда и речи не шло. Через своих знакомых Сурикова узнала, что экземпляры нужного материала есть у генерала ДОСААФа (такое дерево использовали в дельтапланеризме). Она привела себя в порядок, сделала прическу, оделась понаряднее и отправилась прямиком к генералу. С порога она ему заявила: «Я пришла вас соблазнять!» Правда, потом добавила, что это соблазнение творчеством, и что его помощь необходима для спасения искусства. Режиссер была так красноречива, что получила свое: генерал безвозмездно предоставил ей кубометр этого дерева.

Кадр из фильма *Человек с бульвара Капуцинов*, 1987

С бутылками и стеклом дело обстояло проще: чтобы осколки никого не поранили, в Санкт-Петербурге заказали специальную смолу, из которой отливали стекло. Состав этого вещества был таким, что при ударе оно легко разбивалось и разлеталось во все стороны, но при этом осколки были абсолютно безопасны. Протестировать это Алла Сурикова решила на себе самой, разбив бутылку о свою голову!

Каскадер Александр Иншаков
Каскадер Александр Иншаков (на заднем плане) в фильме *Человек с бульвара Капуцинов*, 1987

К работе над фильмом была привлечена большая группа каскадеров, настоящих профессионалов своего дела. Постановкой трюков руководил Александр Иншаков, имеющий большой опыт подобной работы в кино. Сурикова поражалась тому, насколько он всегда был сдержан, спокоен и невозмутим. Их этого состояния она не раз пыталась его вывести и провоцировала на взрыв эмоций, о чем рассказывала: «Одна немецкая газета поместила фотографию, где я с размаху «бью» ногой Сашу Иншакова. Вообще с того времени Саша ближе чем на расстояние вытянутой руки ко мне не подходит. Я ведь вместо «здрасьте» все норовлю найти его «ахиллесову пяту», все рвусь его неожиданно приложить. У него такая реакция и спокойствие, что удержаться и не ударить невозможно. Особенно если знаешь, что не получишь сдачи».

Александр Иншаков, Алла Сурикова и Андрей Миронов на съемках

Каскадеры не только выполняли трюки, но и сами сыграли эпизодические роли. При этом им приходилось перевоплощаться и в ковбоев, и в индейцев, и даже в женщин. Александр Жизневский сыграл старушку с клюкой, которая приходит к аптекарю за каплями, а затем лихо вскакивает в седло и уносится прочь. В сцене с прыжком героини Натальи Фатеевой ее дублировали 4 человека: сама актриса разбегалась, на стену с шестом вместо нее взбиралась Наталья Дариева, дальше по крыше бежал Александр Жизневский, прыгал с крыши Василий Шлыков, а завершал трюк Виктор Григорьев. В сцене, где салунные девицы несут на руках мистера Феста и скандируют: «Хотим фильму!», на самом деле снимались переодетые в женские платья каскадеры.

Трюк с участием Натальи Дариевой и трюк в исполнении каскадера Василия Шлыкова

Несмотря на профессионализм каскадеров и тщательность подготовки трюков, без травм на съемках все же не обошлось. С Николаем Караченцовым Сурикова работала впервые и не знала, чего от него ожидать. С порога он заявил ей, что предложенная ему роль Черного Джека ему не интересна – мол, такое он уже играл, и что сам он видит себя в образе Билли Кинга. А по сценарию этот персонаж был здоровенным ковбоем, от одного удара которого разлетаются вокруг 10 человек. Внешне Караченцов абсолютно не соответствовал этому образу. А вот по характеру даже превзошел.

Николай Караченцов в роли Билли, 1987
Николай Караченцов и Андрей Миронов в фильме *Человек с бульвара Капуцинов*, 1987

Поначалу Караченцов показался Суриковой задирой и забиякой, ищущим приключений. Он сразу заявил, что отказывается от помощи дублеров и все трюки будет выполнять самостоятельно. Во время проб ему предложили вступить в поединок с главным каскадером – Александром Иншаковым, и Караченцов без раздумий полез в драку. Изначально на роль Билли претендовал Алексей Жарков, и когда Сурикова решила утвердить Караченцова, Жарков затаил на режиссера обиду и несколько лет с ней не разговаривал.

Николай Караченцов в роли Билли, 1987

Но Сурикова не пожалела о своем решении – Николай оказался самоотверженным и мужественным человеком и действительно сам отрабатывал все трюки, даже после того, как сломал палец на ноге. Актер много импровизировал, сам режиссировал некоторые эпизоды и отрабатывал трюки «на спор» – как, например, захват ногами головы противника с переворотом. Сказал – сделал! Многие трюки с его участием начинались с фразы: «Давай на спор сделаю сам!» Дрался он самозабвенно, но при этом был очень точен и собран. К тому же он продемонстрировал высший пилотаж актерского мастерства: сцену гибели персонажа Андрея Миронова, где Билли должен был пережить весь спектр эмоций, от слез до смеха, сняли одним дублем! В результате Караченцов создал образ, который стал одним из лучших в его кинокарьере.

Николай Караченцов в роли Билли, 1987
Спартак Мишулин и Наталья Фатеева в фильме *Человек с бульвара Капуцинов*, 1987

Режиссеру удалось собрать на съемках блестящий актерский состав, весь цвет советского кино. Даже в крошечных эпизодах в фильме снимались настоящие звезды: аптекаря сыграл Михаил Светин, тапера в салуне – Олег Анофриев, одного из ковбоев – Борислав Брондуков, вождя индейцев – Спартак Мишулин, его жену – Наталья Фатеева, многодетную мать – Галина Польских, мексиканку – Наталья Крачковская, билетера Бобби – Антон Табаков. При этом не все роли исполняли профессиональные актеры. В большинстве сцен в образах и ковбоев, и индейцев появлялись каскадеры.

Юрий Думчев в роли сына вождя индейцев
Юрий Думчев на съемках фильма

Роль упитанного сына вождя индейцев сыграл Юрий Думчев – профессиональный спортсмен, заслуженный мастер спорта СССР по легкой атлетике, шестикратный чемпион СССР в метании диска и толкании ядра, чемпион Европы, рекордсмен мира в метании диска. Его рост был около 2-х метров, а вес – почти 150 кг. В 1979 г. он впервые снялся в документальном фильме о легкой атлетике, благодаря чему его фото попало в картотеку «Мосфильма». Его типаж был таким колоритным, что вскоре ему стали поступать предложения от режиссеров, и он начал активно сниматься в кино. После роли в фильме «Человек с бульвара Капуцинов» ему присвоили II актерскую категорию.

Спортсмен Юрий Думчев, который стал актером
Кадр из фильма *Человек с бульвара Капуцинов*, 1987

Декорации американского городка Санта-Каролины были построены между Феодосией и Коктебелем в Крыму. Внешне они выглядели, как настоящие постройки, но на самом деле фасады зданий сзади подпирали балки. Кактусы и вовсе были нарисованными. В этой местности часто поднимался сильный ветер, и однажды он так разбушевался, что вся конструкция начала рушиться на глазах у режиссера. Как оказалось, балки, удерживающие стены, были вкопаны недостаточно глубоко. Недолго думая, Сурикова тут же схватилась за лопату и бросилась спасать свое детище. К счастью, ей на помощь вовремя пришли каскадеры, и «город» выстоял. После съемок декорации предлагали оставить для туристов, но позже почему-то сожгли.

Декорации городка Санта-Каролина
Одна из афиш фильма пародировала картину Рафаэля *Сикстинская мадонна*

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится