Сегодня я расскажу вам об удивительной истории этой достопримечательности Рима, ведь за долгие века своего существования замок успел побыть мавзолеем, папской резиденцией и тюрьмой, и, конечно, отдельная глава будет посвящена судьбе ангелов, что устанавливали на крыше крепости с шестого века нашей эры.
МАВЗОЛЕЙ АДРИАНА
Начать стоит с напоминания о том, что изначально Замок Святого Ангела строился вовсе не для того, чтобы в нем кто-то жил. И не для обороны! Римский император Адриан, правивший во II веке нашей эры, начал возводить сооружение в 135 году совсем с иными целями. Правитель планировал, что это будет мавзолей, где упокоится его собственный прах, а также останки всех членов его семьи.
Собственно, задуманное императором и было посмертно реализовано. Мавзолей достроил в 139 году его преемник Антонин Пий, и там покоились не только останки самого Адриана, но и его супруги Ливии, сестры Октавии и зятя Агриппы. Впоследствии круглый зал усыпальницы стал местом упокоения многих правителей Рима, последней тут была установлена погребальная урна императора Каракаллы – известного почитателя культа Изиды, что отошел в мир иной в 217 году.
Если же говорить о внешнем виде мавзолея, то в античные времена он выглядел совсем иначе. Усыпальницу строили по образу и подобию этрусских гробниц тумулусов. Высота – 44 метра, внешние стены облицованы белым мрамором, наверху – насыпной холмик с кипарисами, символом вечной жизни: эти деревья часто сажали рядом с захоронениями, ведь своей формой они напоминают свечку, указывающую на небеса, и к тому же плодоносят круглый год.
И уже тогда на самой высокой точке цилиндрической постройки красовалась гигантская скульптурная композиция. Разумеется, без ангелов. Мавзолей Адриана венчала квадрига – античная колесница, запряженная четверкой коней, – классический мотив в мировом искусстве. Такую же скульптурную группу мы можем увидеть на триумфальных арках, соборе Святого Марка в Венеции, да, зачем далеко ходить, она же красуется на фасаде Большого театра. Правда, правил четверкой коней, что была установлена на мавзолее, не покровитель муз Аполлон, а сам император Адриан, изображенный в образе бога солнца Сола (Гелиоса).
КРЕПОСТЬ И ТЮРЬМА
Не верьте тому, кто будет вам говорить, что мавзолей перестал использоваться по своему изначальному замыслу лишь в 410 году, когда Рим захватили вестготы, полностью разорившие некрополь и развеявшие прах императоров по ветру. На самом деле, еще император Аврелиан, правивший с 270 по 275 год, превратил здание усыпальницы в один из бастионов оборонительных стен, что по его приказу начали возводить вокруг Вечного города.
Собственно, папы, окончательно обосновавшиеся в Замке позже, просто продолжили использовать сооружение в оборонительных целях: там они укрывались от норманов, сарацинов и ландскнехтов. С Ватиканом замок был соединен пассето – укрепленным коридором, по которому понтифики попадали внутрь крепости. Некоторые комнаты бывшего мавзолея, само собой, переоборудовали в темницы, ибо, если внутрь сооружения попасть сложно, то и выбраться из него – практически невозможно. Действительно, за долгую историю замка сбежать из него сумел лишь один узник – скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини.
Кстати, после побега из тюрьмы Замка Святого Ангела он стал местной знаменитостью, а его бизнес, что называется, взлетел: украшения, созданные Челлини, начали продаваться по космическим ценам. К слову, камеры в замке были, как сейчас принято говорить, разных категорий. Обычные комнаты (из такой и бежал ювелир) и жуткие клетушки, находившиеся внутри вентиляционных труб. Самым же известным местным узником был, разумеется, Джордано Бруно, печальная судьба которого общеизвестна. Он томился в Замке Святого Ангела 6 месяцев.
ПАПСКИЙ ДВОРЕЦ
Был ли Замок официальной резиденцией пап? Да, но после Александра VI Борджиа, понтифики селились в его покоях неохотно. Говорили, что не пристало им жить там, где в прошлом царил разврат: можно подумать, сами они праведниками были! Тем не менее, как к личности папы Борджиа не относись, но именно он привел Замок Святого Ангела в приличный вид. Приказал расписать его стены и потолки, провести капитальный ремонт в папских апартаментах, обустроить двор для театральных представлений, а заодно оборудовать место для пыток и казней, там же во дворе.
Словом, к концу XV века крепость выглядела уже прилично, почти как сегодня. Столь трепетное отношения к Замку Святого Ангела со стороны папы Борджиа объяснялось просто: понтифику и его многочисленному семейству смерти желали буквально все, где же еще они почувствовать себя хотя бы в относительной безопасности? Да, и Ватикан с Собором Святого Петра то время еще строились, хотя богусложения там уже проводились.
О СТАТУИ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА НА КРЫШЕ ЗАМКА
Легенда гласит, что первым на вершине крепости архангела Михаила, вкладывающего меч в ножны, увидел папа римский Григорий Великий. И была эта не статуя вовсе, а знамение, означающее – эпидемии моровой чумы, что бушевала в Риме в 590 году, пришел конец. Так замок и получил свое нынешнее имя, а на его вершине появился первый ангел, сделанный из дерева. Затем его заменили на мраморное изваяние, которое было разрушено в 1379 году во время очередной осады крепости.
Но папы – люди упорные, они не сдались и в 1453 году снова установили на вершине замка статую ангела. Опять мраморную, но оснащенную бронзовыми крыльями. Простояла новая скульптура по историческим меркам совсем недолго. В 1497 году в замок попала молния, взорвавшая пороховой запас, и ангел пал жертвой стихии. В данном происшествии можно было усмотреть дурной знак, и его усмотрели! Ведь престол святого Петра в то время занимал злодей-прелюбодей папа Борджия, словом, и без того низкие рейтинги понтифика после описанной выше досадной истории окончательно ушли в страшный минус.
Новый ангел на крыше замка стал уже бронзовым, причем металл дополнительно позолотили, но и эта скульптура просуществовала недолго. В 1527 году ее расплавили дабы получить металл для пушек. Как говорится, все для победы. Затем папы решили вернуться к первоначальному плану и установили на крыше замка мраморного ангела с бронзовыми крыльями. Статую создал скульптор Рафаэль де Монтелупо, и его Михаил был лишь одним из целого выводка ему подобных: по приказу папы Павла III Рафаэль изготовил 14 ангелов для замка, которые в XVII веке были заменены на скульптуры авторства Бернини.
Впрочем, судьба к пятому ангела оказалась милостива. Его просто перенесли во двор крепости, где он и стоит до сих пор. И лишь в середине XVIII века на крыше Замка Святого Ангела появилось красивейшее бронзовое изваяние авторства Питера Антон фон Вершаффельта (Peter Anton von Verschaffelt) – скульптора, родом из города Гент (Фландрия), который с 1731 года работал в Риме. Причина, по которой старую статую решили заменить на новую – проста и банальна: наружные повреждения скульптуры.
Известно, что оплату за свои труды Питер получил уже в 1748 году, но бронзовый архангел Михаил увенчал крышу крепости лишь в 1753-м. К слову, Питер Антон фон Вершаффельт свое творение на вершине Замка Святого Ангела так и не увидел. В 1752 году он перебрался из Рима в Лондон, где получил должность придворного скульптора.