Раннее Средневековье и христианская скульптура
В наследство от Античности Средние века получили множество статичных произведений позднеримского искусства. Варварские королевства так или иначе были наводнены скульптурами эпохи Диоклетиана и Константина. Принятие Римом христианства внесло свои коррективы в этот вид изобразительного искусства. Но с появлением большого количества переселенцев из диких мест и с набирающим силу романо-германским синтезом была создана почва для появления новых культурных особенностей. Строгость раннехристианской церкви и германские обычаи не особенно поощряли развитие скульптуры. Варвары, безусловно, смогли оценить архитектурное и изобразительное наследие империи. Всё постепенно переплеталось. Однако романизированные германцы отдавали предпочтение ювелирному и оружейному искусству.
В эпоху правление франкских королей из династии Меровингов появились гипсовые саркофаги, которые были украшены различными геометрическими мотивами и крестами. Учёные-археологи находили подобные артефакты в основном недалеко от Парижа, а также в регионе от Руана до Йонны и от Луары до Марны. На юге Франции использовали мраморные саркофаги с лиственной резьбой, а также с изображением охоты, как объект из Музея августинцев в Тулузе. В окрестностях Пуатье существует погребальная часовня, которая украшена скульптурной отделкой. Некрополь Гипогейн дюн датирован концом 7-го — начала 8-го века. Архитектурная скульптура представляла собой резьбу, фигуры рыб и ангелов, рельефы и евангелические символы.
Каролингское возрождение началось не с коронации Карла Великого, а скорее уже с начала 8-го века, когда новые культурные веяния просочились из Италии и частично — с Британских островов. Монахи провели огромную работу для «окультуривания» Европейского континента. Монастыри стали новыми центрами культуры — Корби, Тур, Лан, Флери-сюр-Луар, Сен-Дени, аббатства Эхтернах, Сен-Галль и Фульда. Резьба из кости, создание рукописей и ювелирное искусство преобладали в культурном мире Раннего Средневековья. Конечно же, желание Карла Великого и его наследника Людовика Благочестивого догнать в развитии Восточную половину Римской империи привело к таким значительным сдвигам. Но по-прежнему скульптурные ваяния мастеров ограничивались лишь религиозными постройками, да и то являлись большой редкостью.
Готическая скульптура
Принципиально всё меняется с появлением готического стиля. С середины 12-го века во Франции появляются первые виды готической скульптуры. Безусловно, они располагались в портале базилики аббатства Сен-Дени, где всем руководил аббат Сугерий — отец-основатель готического искусства. Надо сказать, что скульптура ещё не выделялась как отдельное произведение из основного архитектурного ансамбля. Однако следует отметить, что фигуры стали более детализированными, пропорциональными и реалистичными. Статуи становятся подвижными, в них ощущается жизнь. Французские новшества быстро распространяются по Европе: Испания и Германия перенимают опыт мастеров из королевства Капетингов. Очень показательны фигуры из немецких городов: Бамбергский рыцарь, Три неразумные девы из Магдебурга, Мученики Шартрского собора, а также Пьета из Кёльнского собора. Мастера всё больше уделяют внимание отделке и предметам гардероба статуй.
Итальянские умельцы также не отставали от своих французских коллег. Изучая знаменитую скульптуру, символ Вечного города — Капитолийскую волчицу, учёные благодаря радиоуглеродному анализу и технологии литья пришли к занятному выводу: волчица была создана не древними этрусками в 5-м веке до н. э., а в эпоху Высокого Средневековья. Да и при более детальном изучении фигур композиции бросается в глаза детализация и строгость форм.
Истинно средневековым символом силы и свободы стали статуи знаменитого графа Роланда — легендарного племянника Карла Великого, который пал в неравной схватке с басками в Ронсенвальском ущелье. Подобная фигура подчёркивала статус независимого средневекового города. Одна из первых статуй была возведена в немецком городе Галле в середине 13-го века. Более чем через столетие Роланд появился в Бремене, но, к сожалению, не пережил пожара: скульптура была из дерева и сгорела дотла. Вплоть до начала 20-го века фигуры бретонского графа будут возводиться в европейских городах.
На рубеже 14−15-го столетий в Бургундии появился причудливый памятник — Колодец предков скульптора Клауса Слютера. Украшают это сооружение несколько фигур христианских пророков во главе с Моисеем. Скульптуры отличаются мужественными формами и смелым характером. Объект находится на территории картезианского монастыря Шанполь.
Безусловно, готический «прорыв» и проторенессанс открыли путь для создания новых шедевров эпохи Возрождения: творений Давида Микеланджело, Кондотьера Гаттамелаты Донателло, а также работ Филиппо Брунеллески.