Жертва пандемии Витторио Греготти: какой след оставил в мировой архитектуре итальянский зодчий
563
просмотров
Этой весной итальянская и мировая архитектура потеряла выдающегося градостроителя. От вызванного коронавирусом воспаления легких скончался Витторио Греготти – великий архитектор, теоретик в градостроительстве, один из основателей движения неорационализма.

Он умер в возрасте 92 лет в больнице Милана, куда был доставлен вместе с женой, также заразившейся Covid-19. Мэр Милана, комментируя смерть Греготти, назвал его «послом Италии в мировой архитектуре» и коротко резюмировал «Спасибо за всё». Представляем некоторые из проектов великого архитектора.

Он оставался современным до конца своих дней

Греготти родился 1927 году в Италии, в 1952-м окончил Миланский технический университет. В создании собственной концепции в архитектуре Греготти опирался на опыт как западноевропейских, так и советских авангардистов. Идеи итальянского неорационализма он сформулировал в книге «Территория архитектуры», которая была издана в 1966 году и до сих пор актуальна.

Свою концепцию по архитектуре он придумал еще в 1960-х./Архивное фото 1975 года

Со своей архитектурной студией Gregotti Associati Internationa, основанной еще в 1970-х, архитектор создал более полутора тысяч работ, в числе которых были даже проекты оформления круизных лайнеров. Последняя из работ архитектора – преобразование бывшего литейного завода в театр Театр Леопольда во Фоллонике (Гроссето).

Греготти курировал культурные и архитектурные биеннале, в течение 14 лет был руководителем журнала Casabella, освещающего тему архитектуры и дизайна.

Театр Арчимбольди в Милане, один из важнейших проектов архитектора

Самой неоднозначной из его работ был проект квартала социального жилья в Палермо – после постройки он получил много критики от архитекторов и от самих жильцов, впрочем, идеальным во всем быть невозможно.

Театр в Экс-ан-Прованс

Оперный театр, который принято называть «Большой театр Прованса» – место проведения ежегодного Экс-ан-Прованского оперного фестиваля, а также Пасхального фестиваля. Здание расположено в Экс-ан-Провансе в новом квартале Секстий Мирабо.

Большой театр Прованса
Один из известнейших проектов Греготти

Большой театр Прованса стал домом для французского Молодежного оркестра, ансамбля Coffee Zimmermann и Филармонической палаты.

Театр был открыт в 2007 году, Греготти работал над ним вместе с Паоло Колао, и этот проект называют образцом архитектуры XXI века.

Театр в вечернее время подсвечивается

Здание установлено на пружине, чтобы эффективно устранить помехи вибрации от поездов железной дороги, расположенной неподалеку.

Концертный зал рассчитан на 1370 мест, из которых 950 – в партере. При оформлении интерьеров в качестве тематического элемента была выбрана гора Сент-Виктуар – символ Прованса и знаковая достопримечательность Франции.

Греготти на открытии театра в 2007 году

Культурный центр Белем в Лиссабоне

Здание расположено недалеко от набережной реки к западу от Лиссабона. Оно соседствует с монастырем Херонимо и окружено многочисленными историческими зданиями – такими как дворец и башня Белена, Музей археологии, планетарий, памятник открытиям.

Культурный центр Белем.

Культурный центр площадью 140 тыс. квадратных метров был подготовлен за очень короткий период (1989–1992 годы). Заказчиком проекта выступило португальское государство. Греготти разработал проект совместно с архитектором Мануэлем Сальгадо.

Один из известнейших проектов Греготти, реализованный в Лиссабоне.

Здание выровнено с монастырем Херонимо, выходит фасадом на площадь Империо и состоит из структурных блоков с внутренними двориками и «патио-квадратами», соединяющими три основных строения. Каждый центр разделен поперечными «улицами» – это связывает интерьеры здания, которые являются продолжением исторической городской структуры Лиссабона. Центральная часть главного здания представляет собой общественное пространство.

Культурный центр известен своими музыкальными, танцевальными, театральными и литературными программами.

Олимпийский стадион в Барселоне

Мультиспортивный стадион имени Льюиса Компаниса был построен в Барселоне еще в 1927 году, а в начале 1990-х при участии архитектора Греготти арена была реконструирована для проведения летних Олимпийских игр – 1992.

Фасад главной арены Олимпийских игр.

Стадион вмещает около 56 тысяч зрителей, а на период проведения Олимпийских игр его вместимость была увеличена до 70 тыс. зрительских мест.

Стадион в Барселоне
Олимпийские игры в Барселоне.

Стадион «Луиджи Феррарис» в Генуе

Этот стадион, который еще принято называть «Марасси» (по его географическому расположению), был построен по проекту Витторио Греготти к Чемпионату мира по футболу 1990 года на месте старого – возведенного еще в 1909-м. На нем проведено четыре игры чемпионата.

Стадион в Генуе

Работы по строительству объекта шли чуть больше двух лет и, что интересно, велись поэтапно на отдельных секторах, чтобы не прерывать игры местных футбольных команд.

Стадион «Луиджи Феррарис»

Церковь святого Массимилиано Колбе в Бергамо

Очень современная по виду церковь была построена по желанию епископа. Архитектурная студия Греготти выиграла конкурс в 1999 году, но строительство началось только в 2005-м. Работы были закончены три года спустя, еще через три года к архитектурному комплексу был добавлен органный зал.

Церковь в Бергамо/Фото: Марио Феррара

Церковь имеет три яруса (первый – подвальный) и внешне выглядит как квадрат с круглой крышей. Снаружи здание покрыто песчаником, использован кварцевый цветной песок, привезенный из Индии.

В комплексе есть зал собраний, в интерьере использован белый мрамор с вставками из бронзы.

Внутренний интерьер церкви
Необычный проект студии Греготти: религиозное здание.

Диаметр белого купола внутри – 18 метров. Алтарь держат 13 квадратных колонн, на 12 из которых высечены имена апостолов.

Церковь работы Греготти. Вид снаружи.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится