Творческий путь
С самого начала своей художественной карьеры картины Ричарда были многогранными и нехарактерными для того времени, что в свою очередь привлекло бурное внимание любопытной общественности. И совсем неудивительно, что его сказочные картины с их навязчиво нарисованными деталями, фантастическими персонажами, потусторонними сценами и мистифицирующими значениями приковывали и приковывают взгляды зрителей и по сей день, вызывая неподдельный интерес и ажиотаж вокруг них.
Как и многие другие художники в Британии викторианской эпохи, Ричард устал от иерархии искусства, навязанной такими учреждениями, как Королевская академия искусств, которая предпочитала историческую живопись как высшую форму искусства. В конце 1830-х годов, до того, как он заинтересовался живописью фей, он сформировал группу художников-авангардистов под названием «The Clique» с другими студентами-искусствоведами в Лондоне.
Вместо того, чтобы практиковать академическое высокое искусство, члены группы отдавали предпочтение жанровой живописи, которая считалась Королевской академией одним из наименее важных видов искусства, потому что она изображала обычные предметы и повседневную жизнь. В качестве источника вдохновения они привели Уильяма Хогарта, скандального британского художника-жанриста XVIII века. «The Clique» также считала, что искусство должно оцениваться общественностью, а не в соответствии с академическими стандартами высокого искусства, которые, по их мнению, были слишком жёсткими и устаревшими.
Группа сформировала клуб эскизов, где они собирались вместе, чтобы сделать рисунки на общую тему, а затем попросить не художников оценить полученные работы и выбрать лучшее из сессии. «The Clique» просуществовала до начала 1840-х годов, после чего каждый член группы, за исключением Ричарда, стал успешным выпускником Королевской академии, которая в то время была известна своей оппозицией авангардной группы художников-прерафаэлитов.
Покинув «The Clique» Ричард отправился в грандиозное путешествие по Ближнему Востоку, чтобы с головой погрузиться в тематику ориенталистского стиля живописи. Ориентализм, который относится к изображениям западных мастеров и имитациям восточных культур и эстетики, был уважаемой областью внимания академических художников XIX века в Европе.
«Бегство из Египта» изображает Марию, Иосифа и младенца Христа в динамичной сцене, полной фигур и смелых оттенков пустынного пейзажа, вдохновлённых путешествиями по Египту и Святой Земле. Как и другие примеры ориенталистской живописи времён Ричарда, «Бегство из Египта» - это творческое объединение несвязанных мест и культур, создающее привлекательную и экзотическую сцену для западных зрителей, чтобы интерпретировать библейскую историю.
Под конец своей ближневосточной экскурсии во время путешествия вверх по реке Нил на лодке он впервые начал проявлять признаки беспокойства. Художник описал своё ухудшающееся психическое состояние в письме домой: «Волнения от этих сцен было достаточно, чтобы вскружить голову обычному слабоумному человеку, такому как я, и часто я ложился ночью с воображением, настолько полным диких причуд, что действительно и искренне сомневался в собственном здравомыслии». И если бы судьба не сыграла с Ричардом злую шутку, то скорее всего он запомнился бы миру, как художник, создавший серию картин, вдохновлённых путешествиями по Востоку, а не своим удивительным и порой пугающим сказочным творчеством.
Психическое расстройство
По возвращении домой в Англию из своего путешествия по Ближнему Востоку Ричарду был поставлен диагноз «психическое расстройство». Надеясь выздороветь, он переехал в сельскую местность вместе с членами своей семьи. Однако его ментальное здоровье и параноидальные бредовые идеи только усугубились. Ричард трагически закончил тем, что убил собственного отца ножом, поверив, что он одержим. После неудачной попытки бежать художник признался в содеянном преступлении.
Он был одним из первых осужденных преступников в Британии викторианской эпохи, которых признали невменяемыми, а не виновными в убийстве, что означало бы казнь. Вместо этого Ричард был приговорён к помещению в психиатрическую лечебницу на всю оставшуюся жизнь. Предполагается, что у него, вероятнее всего, была шизофрения.
Когда дело дошло до признания психических заболеваний и борьбы с ними, викторианская эпоха внесла много прогрессивных изменений в общество. В XIX веке в Великобритании викторианской эпохи были созданы новые учреждения для убежища, которые позволяли лицам, признанным невменяемыми преступниками, избегать жестокого обращения в тюрьме и вместо этого получать лечение, находясь в психиатрических лечебницах, которые рассматривались как места убежища и восстановления. В то время как антипсихотические методы лечения, доступные в викторианскую эпоху, мало что сделали для подавления психологических симптомов Ричарда, врачи Дадда поощряли его продолжать рисовать, что он и делал на протяжении своих сорока двух лет заключения. На картине «Сэр Александр Морисон» изображён один из врачей, которые следили за психическим здоровьем художника.
Поскольку он провёл большую часть своей жизни и художественной карьеры в психиатрической лечебнице, одни из лучших его работ были созданы в её стенах. Например, «Портрет молодого человека» изображает неизвестного натурщика. Пейзаж позади центральной фигуры такой же творческий и очень детализированный, как и его более фантастические сказочные картины.
В 1860-х годах Ричарда перевели из больницы в новое современное учреждение с высокой степенью безопасности под названием Бродмурская больница. Там ему предоставили собственную студию художника и дополнительную свободу, в том числе доступ к обширной территории снаружи, где он проводил время, черпая вдохновение для своих сказочных картин и других проектов. Он также нарисовал фрески по всему новому зданию, которые, к сожалению, с тех пор были утеряны.
Художник с комфортом прожил остаток своей жизни в больнице Бродмур, где продолжал работать над своими знаменитыми сказочными картинами вплоть до своей смерти. Больница Бродмур, которая сегодня продолжает функционировать как психиатрическое учреждение, позже прославится тем, что в ней были размещены несколько знаменитых пациентов, не считая Ричарда Дадда.
Сказочная живопись
Сказочная живопись относится к поджанру искусства, изображающему фантастические сказочные сюжеты из мифов, легенд и воображения художников. Она была особенно популярна в Великобритании с 1840-х по 1870-е годы, но до викторианской эпохи британские художники, такие как Уильям Блейк и Иоганн Генрих Фюсли, уже увлекались волшебной живописью. Широко распространённое увлечение спиритизмом и сверхъестественным в викторианскую эпоху помогло популяризировать картины Ричарда о потусторонних сказках. В XIX веке также наблюдался всплеск общественного интереса к Шекспиру, особенно к таким пьесам, как «Сон в летнюю ночь».
«Пак» - первый законченный образец сказочной живописи Ричарда, который был выставлен в 1841 году вместе с другой сказочной картиной, что укрепило его репутацию ведущего художника того времени и номинального руководителя жанра сказочной живописи викторианской эпохи. На картине изображён Пак, сказочный персонаж из «Сна в летнюю ночь», окружённый танцующими крошечными фигурками. Эта сказочная картина была закончена до психического заболевания и госпитализации художника, но он продолжал рисовать в стиле сказочной живописи на протяжении всей своей карьеры.
Он добился невероятно тонкой детализации как в своих масляных, так и акварельных работах с помощью штриховки, техники аддитивной живописи, заимствованной из традиции миниатюр, которая включает в себя тонкое построение цветов с помощью губки или кисти для нанесения штрихов на тонкие слои. Ричард рисовал «Мастерский замах сказочного дровосека» в течение девяти лет. Хотя полотно остаётся технически незаконченным, оно считается великим произведением художника. В течение почти десяти лет Ричард работал над одним крошечным участком картины за раз, создавая несколько эскизов и накладывая столько краски, что холст становится почти трёхмерным. Детали изящны и мельчайшие, особенно учитывая относительно небольшой размер холста.
Его перевели из одного учреждения в другое, прежде чем он смог официально закончить эту сказочную картину, поэтому он написал стихотворение в попытке объяснить некоторые образы и персонажей, которые он нарисовал. «Мастерский замах сказочного дровосека» содержит ряд персонажей из воображения художника, в том числе сказочного дровосека, поднимающего топор. В композицию также входят папа Римский, покойный отец Ричарда, и шекспировские Оберон и Титания. Несмотря на то, что стихотворение художника подробно описывало каждого из этих персонажей, оно не давало никаких подсказок о всеобъемлющем повествовании картины или предполагаемом значении.
Эта сказочная картина была окутана тайной и на протяжении долгих лет продолжала вдохновлять многих людей, в том числе живописцев начала ХХ века. Впрочем, стоит также отметить тот факт, что сам Фредди Меркьюри, фронтмен Queen, увидев «Мастерский замах сказочного дровосека» в галерее Тейт Британия в Лондоне и изучив сопроводительное стихотворение, вдохновился на написание одноименной хитовой песни, доказывающей влияние фантастических сказочных картин Ричарда Дадда.
А в продолжение темы, читайте также о том, как психические расстройства повлияли на творчество популярных художников, чьи работы настолько сильно ценятся в мире, что музеи ведут за них борьбу.