История живописи в картинах Акролесты
Среди работ художника Акролесты есть коллекция под названием ДжазАрт. Это картины-импровизации на темы признанных мастеров прошлого. Каждая картина этого цикла - загадка. Попробуйте отгадать художника (или художников), прежде чем прочитаете название картины, в котором найдете отгадку.
Сэр Питер Пауль Рубенс - один изтипичных представителей «придворной живописи» 17-го века. В те времена Плейбойв Нидерландах еще не продавался и Рубенс рисовал для местных аристократов икупцов картины на классические мифологические и библейские темы, обильнонаселяя их обнаженными женскими телами. Картины, разумеется, имели большойуспех у покупателей, коими были мужчины.
Поскольку кроме ню, Рубенс создал много серьезных и глубоких полотен, эта картина в большей мере иронизирует над вкусами покупателей обнаженки, чем над творчеством художника, который кроме того был еще пожалуй единственным в истории шпионом, который делал свою работу не ради победы одной из сторон (Испании), а ради установления мира в 30-ти летней войне 17-го века.
Импрессионисты предпочитали рисовать на открытом воздухе. Клод Моне даже утверждал, что именно он изобрел пленэр, хотя это не совсем так. Однако Клод Моне совершенно точно один из основоположников импрессионизма и именно он нарисовал 25 картин, на которых изображены стога сена в разное время суток при разном освещении.
На этой картине импрессионисты спрятались в стогах Клода Моне от полуденного зноя и отдыхают после пленэра.
По легенде, ожидая приезда Гогена, Винсент ван Гог нарисовал 40 картин с подсолнухами и развесил их в комнате, в которую хотело поселить Гогена. Но их совместное проживание, которого так жаждал ван Гог, восхищавшийся Гогеном, было кратким и напряженным.Через какое-то время художники, картины которых сейчас бьют рекорды на аукционах, поссорились. И возможно одна из причин этого была бедность, почти нищета, в которой жили оба «столпа постимпрессионизма». Результатом размолвки с Гогеном и стало знаменитое «отрезанное ухо» ван Гога (на самом деле лишь мочка уха).
Поль Гоген в 1891 году покинул Францию и 10 лет жил на Таити. Где нарисовал около 80-ти картин, на которых часто можно встретить местных красавиц. Слегка одетых.
На этой картине, Гогеновские девушки гуляют в тропических сказочных садах Анри Руссо - французского художника примитивиста.
Гогена и Руссо при жизни часто ругали критики. Лишь после смерти искусствоведы смогли понять их картины и их вклад в мировую живопись.
Норвежский художник Эдвард Мунк в самом начале 20-го века написал несколько схожих картин с названием «Крик». В данном случае, человек с картины Эдварда Мунка оглядывается и видит ворота концентрационного лагеря смерти Освенцим. А с ним и все ужасы и человеческие катастрофы 20-го века.
Казимир Малевич - основатель супрематизма и автор легендарной картины «Черный квадрат». Василий Кандинский - основоположник абстракционизма. Оба художника много лет работали в Европе. Последние годы жизни Кандинский провел во Франции, где стоит Эйфелева башня. Тоже весьма модернистское по своим временам строение.
В реальности, конечно, никакого разговора в Париже между Кандинским и Малевичем не было. Однако диалог их творчества, вне всякого сомнения, происходил «на фоне Парижа» - столицы мирового искусства начала 20-го века.
Марк Шагал создал в начале 20-го века свой неповторимый стиль, сочетающий грусть и веселье, летающих в небе людей и скрипача, танцующего на кукольных домиках. У Шагала мир легко мог перевернуться вверх ногами, где козы и куры начинали ходить по небу.
Картины Шагала сродни стихам, написанным кистями и красками на холсте.
Марсель Дюшан фактически является крестным отцом всех значительных художников 20-го века. Его художественные провокации, в том числе со скульптурой «Фонтан», придали искусству новый смысл и создали возможность для появления новых стилей в искусстве 20-го века. А еще Дюшан был «ротоманом» и мог подолгу смотреть на то, как вращается велосипедное колесо в его мастерской.
Самое важное, что сделал Марсель Дюшан для искусства - он провозгласил приоритет разума над услаждением взора,изменив таким образом многовековую концепцию искусства как прислужника для покупателя на концепцию искусства как самостоятельную интеллектуальную сущность, создающую мир будущего. Дюшан хотел, чтобы искусство служило разуму, а не "сетчатке".
Сальвадор Дали - один из самых известных сюрреалистов, да и просто один из самых известных художников 20-го века. Фирменными знаками его картин являются повисшие в воздухе объекты, ящики,выдвигающиеся из тела, подпорки в виде костылей. Дали придумывал самые разнообразные дизайны, украшения витрин, ювелирные украшения. Он так же создал диван в форме губ. А еще Дали носил тонкие длинные усы, которые закручивал вверх, как лангуст.
Рене Магритт - величайший художник 20-го века… И каждый художник, работавший после Магритта понемножку откусывал от Магритта по кусочку. Поэтому на этой картине, повторяющей картину Магритта «Сын человеческий» от целого яблока остался только огрызок.
Кстати, в мифологии Акролесты, «Картинах в строчку», утверждается, что: «Яблоко, которое не доела Акролеста в гостях у Рене Магритта в Брюсселе, можно увидеть на картине «Сын человеческий».
Это дружеская импровизация в память о великом художнике. Пит Мондриан - один из основоположников абстракционизма. Принцип его живописи - чистые цвета, заполняющие пространство между прямыми черными - вертикальными и горизонтальными линиями. Но когда Пит немножко выпивал, то, по мнению Акролесты, линии немножко изгибались. Как утверждается все в той же мифологии Акролесты: «Однажды Акролеста научила Пита Мондриана рисовать прямые линии и закрашивать прямоугольники».
Пьеро Манзони - итальянскийхудожник-провокатор, придумавший баночки с «продуктом художника» (с «дерьмом художника», если быть точнее). Манзони иронизировал над коммерческим искусством, балансирующим на грани китча, в том числе и над поп-артом, ярким представителем которого был Энди Уорхол.
Йозеф Бойс, напротив, был одним из самых глубоких художников-мыслителей 20-го века. Философом искусства. Работы Бойса настолько же глубоки, насколько поверхностен поп-арт.
Маргарет Кин придумала «большие глаза», рисуя портреты своей дочери. Ее картины никто поначалу не замечал. До нее никто из художников такой ход не использовал - неестественно большие глаза на портретах.
Когда же «большие глаза» вошли в моду, критики обвиняли Кин в китче. Однако именно такими глазами, как на картинах Кин, дети смотрят на этот мир. И именно после картин Кин «большие глаза» стали использоваться повсеместно - от мультфильмов, до детских игрушек. Именно их воспроизводят бесчисленные аниме и один из самых успешных современных художников - Мураками. И вопрос в том, кто на самом деле делает (делал) китч - Кин, создавшая оригинальный стиль, или Мураками - скопировавший его.
Пацифик - символ мира, рожденный гением художника Джеральда Холтома, на картине Акролесты схватил себя за голову в ужасе от того, что видит сегодня на Земле.
Выдающаяся художница 20-го века Йоко Оно познакомилась с Джоном Ленноном на своей выставке, где Джон Леннон сначала забрался по лестнице и через лупу на потолке увидел слово «Да», а потом забил воображаемый гвоздь, заплатив за это воображаемый шиллинг. Ну а потом они поженились и сказали: «Война закончится, если ты этого захочешь».
Джон Балдессари - великий художник-экспериментатор. Бальдессари всю жизнь фонтанирует идеями. Удачными, неудачными, реализуемыми, фантастическими. Бальдессари вынимает идею за идеей, как фокусник кроликов из своей шляпы. И Бальдессари клятвенно обещал «больше никогда не делать скучное искусство».
Эрик Булатов - один из величайших художников советского неофициального искусства. Художественного подполья. Его картины часто сочетают изображения и надписи. На его картине«Горизонт» красная ковровая дорожка становится непреодолимой преградой для тех, кто хочет вырваться из жестких объятий советской реальности. Эрик Булатов однажды перешагнул через горизонт и теперь работает в Германии.
*(В тексте использованы цитаты с сайта художника akrolesta.art)
Я спросили Акролесту, как бы наее взгляд отнеслись художники, герои картин цикла ДжазАрт, к ее импровизациям, на что Акролеста ответила:
«Я думаю, что они позабавилисьбы. Они же умные люди.
Дюшан, полагаю, обменял бы мою картину на флакончик духов Роз Селяви, но сделал бы это в магазине немецкой сантехники. Дали сразу пририсовал бы что-нибудь к своему портрету. Манзони, разумеется, вручил бы мне воздушный шарик с дыханием художника. Уорхол немедленно предложил бы совместную выставку.
Кандинский бы пригласил в Баухауз, а Малевич начал бы обсуждать квадратный ли у меня получился квадрат. И достаточно ли он черный. Шагал подарил бы маленькую картинку. Мандриан начал бы с жаром обсуждать недопустимость искривления линий даже в состоянии похмелья.
Йозеф Бойс - дал бы лопату ивелел бы копать яму для своей акции «7000 дубов», а картину бы и не заметил. Магритт пригласил бы на чай. Импрессионисты принялись бы без устали ухаживать. Рубенс лишь усмехнулся бы.
Что касается Бальдассари и Кин, то они уже и так пожелали мне творить дальше и больше.
Реакцию Гогена и ван Гога предсказать не берусь. Полагаю, что она была бы джентльменской. Впрочем… на моем сайте есть «картины в строчку» - там все довольно точно описано. Как все это не происходило на самом деле».
Текст - Константин Гюйгенс