В 16–17 веках женщинам не разрешалось поступать в академии, у них зачастую не было права выставлять счета за свои работы, они не могли изучать анатомию и изображать нагое тело. В конце концов, долгое время они попросту не интересовали историков искусств — только с 2009 года организация AWA (Advancing Women Artists) обнаружила более 2000 ранее не изучавшихся работ итальянских художниц в небольших церквях и музеях.
Как правило, у тех, кто все-таки обучался живописи на профессиональном уровне, были либо деньги, либо отец-живописец, который позволял им учиться и работать в собственной мастерской. Поэтому эта подборка художниц — своего рода оптическая иллюзия: всем им очень повезло. Как писала в эссе «Своя комната» Вирджиния Вулф: «Невозможно сколотить состояние и родить тринадцать детей».
Плаутилла Нелли (1524–1588)
Плаутилла Нелли стала монахиней еще в 14 лет, а чуть позже открыла в монастыре Святой Екатерины Сиенской мастерскую. Там сестры выполняли как заказы Церкви, так и запросы частных клиентов. Правда, их не считали профессиональными художницами, любезно называя талантливыми любительницами.
Историк искусства Джорджо Вазари рассказывал, что Нелли обучалась живописи самостоятельно, «начав понемногу рисовать и копировать в цвете рисунки и картины выдающихся мастеров».
Сестра Плаутилла объединила вокруг себя девушек-монахинь из семей художников и тех сестер, которые хотели обучиться этому ремеслу, позволяя им обмениваться друг с другом знаниями и опытом.
На обратной стороне ее самой известной картины «Тайной вечери» рукой Плаутиллы написано: «Молитесь о художнице». В 2019 году благодаря фонду AWA картину отреставрировали и вывесили во флорентийской базилике Санта-Мария Новелла.
Софонисба Ангвиссола (1530/2–1625)
Софонисбе повезло: ее отец, руководствуясь сочинением гуманиста Бальдассаре Кастильоне «Придворный», где тот в том числе рассуждал и об обучении женщин, хотел дать своим дочерям качественное образование. В 1546 году он отправил свою старшую дочь учиться к довольно известному в то время художнику Джулио Кампи. От него Софонисба и научилась многим стилистическим приемам.
Одна из самых известных картин Софонисбы — изображение сестер за партией игры в шахматы, что довольно нетипично для полотен тех лет. Ей вообще нравилось запечатлевать подобные сценки из повседневной жизни, за что ее называют создательницей жанровой живописи.
В 1558 году Софонисба побывала в Милане, который тогда находился во владении Испании, и написала там портрет испанского герцога Альбы. А после по его рекомендации ее пригласили ко двору короля Филиппа II — это первый известный случай подобного предложения художнице. Следующие два десятилетия Софонисба проработала при испанском дворе, за что впоследствии и получила от Филиппа II значительную пенсию в 100 дукатов.
В 1573 году художница вместе с мужем (свадьбу организовал сам король) уехала в Италию. Через шесть лет супруг умер, и 47-летняя Софонисба вышла замуж за бывшего капитана судна Орацио Ломеллино. У того было как минимум два неоспоримых достоинства — он полностью разделял желание жены заниматься творчеством и был моложе ее. Известно, что с 1584 по 1616 или 1620 год супруги жили в Генуе в просторном доме семьи Орацио, где у Софонисбы была собственная мастерская. Он успешно торговал, а она продолжала получать королевскую пенсию, так что выбирать между искусством и попытками прокормиться ей не приходилось.
Софонисба продолжала писать до глубокой старости и умерла в возрасте 92 или 93 лет. В конце жизни к ней приезжал молодой Антонис ван Дейк. Уже после смерти ее работы часто неверно атрибутировали и приписывали Тициану, Леонардо да Винчи и Джованни Морони.
Барбара Лонги (1552–1638)
Исследователи говорят, что Барбару вдохновила слава Софонисбы Ангвиссолы. Впрочем, возможно, это связано с тем, что и ее отец, и старший брат тоже писали картины.
«Ее мастерство настолько изумительно, что даже собственный отец начинает восторгаться им, в особенности портретами: стоит ей едва взглянуть на человека — и она уже может написать его портрет, причем с гораздо бо́льшим успехом, нежели кто-то иной, рисующий позирующего натурщика», — говорил о ней еще в 1575 году на лекции в Болонье итальянский поэт Муцио Манфреди.
О жизни художницы, увы, известно очень немного. Нет даже информации, вступала ли она в брак. Сейчас мы наверняка знаем лишь о 15 картинах Лонги, 12 из которых изображают Мадонну с младенцем, другие — популярный в то время сюжет о Юдифи и Олоферне: о молодой вдове, которая соблазнила военачальника, осадившего ее родной город, а затем отрезала ему голову. Именно этот момент часто и изображали на полотнах художницы ее времени. Но, что интересно, у Лонги на картине насильственного акта нет: Юдифь держит в руках нож, но нельзя наверняка сказать, убила ли она уже Олоферна или только намеревается это сделать.
Барбара — одна из немногих художниц, упомянутых во втором издании книги основоположника современного искусствознания Джорджо Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Она умерла в родной Равенне в возрасте 86 лет. Сейчас ее картины можно увидеть в парижском Лувре, миланской пинакотеке Брера, бухарестском Национальном музее искусств и других музеях мира.
Лавиния Фонтана (1552–1614)
Отец Лавинии был художником. По словам историка искусства Кэролайн Мерфи, он понимал: чтобы женщина могла работать публично, не уходя в монастырь и не становясь придворной, ей требовался муж. Ситуация осложнялась тем, что он не хотел, чтобы талантливая дочь покидала родительский дом и прекращала свое обучение живописи. Поэтому выдал ее за своего ученика, и тот переехал в его дом. К счастью, брак оказался удачным, муж всю жизнь поддерживал Лавинию.
Художница имела большой успех среди болонских дворянок, соревнующихся за возможность получить от нее портрет. Одновременно с этим Лавиния посещала занятия в Болонском университете, а в 1580 году была внесена в городской список «Donne addtrinatte» (женщин с докторской степенью).
Позже она также создавала полотна на религиозные и мифологические темы. Впоследствие это заставило искусствоведов задуматься: как Лавинии удавалось так профессионально изображать обнаженные тела. Споры о том, работала ли Фонтана с нагими моделями (для женщин в то время это было недопустимо), ведутся до сих пор.
В 1603 году художница променяла родную Болонью, где уже добилась успеха, на Рим. Уехала она туда по приглашению папы Климента VIII и уже через год стала официальной портретисткой суда римского папы Павла V.
Фонтана — первая художница, избранная в римскую Академию святого Луки. Сегодня нам известны 32 подписанные и датированные ей работы.
Мариетта Робусти (1554–1590)
«Жила в Венеции Мариетта Тинторетта, дочка знаменитого Тинторетто, самая дорогая для него, он научил ее рисунку и цвету, и она создавала такие произведения, что мужи удивлялись. Будучи маленькой, наряжалась мальчиком. И отец везде водил ее с собой, и все считали ее мальчиком. В музыке и пении обучалась отличным наполитанцем Джулио Заккино. Особый дар был у Мариетты — писать портреты», — пишет в 1648 году биограф Тинторетто Карло Ридольфи в своих «Чудесах искусства».
Дочь Якопо Робусти, более известного как Тинторетто, получила образование под метким глазом талантливого родителя. Он ее и выдал замуж, причем по той же причине, что и отец Лавинии Фонтаны, — не хотел, чтобы та от него отдалялась. Правда, жили они с мужем-ювелиром не в доме ее детства, а по соседству. Впрочем, некоторые источники утверждают, что Мариетта и сама не хотела уезжать далеко от отца, несмотря на предложения императора Максимилиана II и короля Испании Филиппа II занять у них место придворной художницы.
К сожалению, произведений, подписанных Мариеттой, почти не осталось, в основном она ассистировала отцу в его мастерской. Но мы точно знаем, что около 1585 года она написала знаменитый «Портрет пожилого мужчины с мальчиком». Долгое время эту картину считали полотном Якопо, но уже в 20 веке на холсте обнаружили монограмму его дочери. Также, например, историк-искусствовед Адольфо Вентури приписывает авторству Тинторетты двух Мадонн с младенцем, одна из которых находится в Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Однако из-за схожести стилей Мариетты и Якопо разобрать, где писала дочь, а где отец, все еще довольно непросто.
«Душа моя — ты мой главный шедевр», — обращался к дочери великий художник. Мариетта умерла около 40 лет по неизвестным причинам.
Артемизия Джентилески (1593–1653)
Отец Артемизии тоже был живописцем (и одним из лучших представителей школы Караваджо). Сначала он не хотел, чтобы дочь становилась профессиональной художницей, но переубедить ее не вышло — девочка хотела рисовать. Тогда Артемизию отправили учиться искусству перспективы к пейзажисту Агостино Тасси.
В 1612 году, когда Артемизии было 19 лет, Агостино изнасиловал свою ученицу. Началось тяжелое судебное разбирательство, которое продолжалось семь месяцев. Кстати, до этого он уже обвинялся в изнасиловании своей невестки и одной из прежних жен. Агостино получил два года тюрьмы, но был освобожден уже в 1613 году после аннулирования приговора.
Артемизия вышла замуж, дружила с Галилеем, работала под покровительством Козимо Медичи II и продолжала писать картины. На них раз за разом появлялись сюжеты, связанные с насилием: «Сусанна и старцы» (согласно ветхозаветной истории, два старца подглядывали за купающейся Сусанной, а затем пытались добиться ее благосклонности, угрожая обвинить ее в прелюбодеянии), «Купание Вирсавии» (именно тогда ее якобы впервые увидел царь Давид и влюбился; ее мужа он отправил на войну, а Вирсавию сделал своей женой).
Артемизия Джентилески стала первой женщиной, избранной в члены Академии живописного искусства во Флоренции, и одной из самых выдающихся художниц Возрождения.
Феде Галиция (1578–1630)
За свою карьеру Феде, возможно, должна быть благодарна Софонисбе Ангвиссоле. Дело в том, что отец Феде Нунцио Галиция вдохновился успехом кремонской художницы и крепко взялся за обучение собственной дочери. И не зря: когда Феде было только 12 лет, о ней уже писал живописец и теоретик искусства Джованни Ломаццо.
Отец художницы был умелым миниатюристом, и дочь переняла особенности живописи своего родителя. В ее работах отмечали присущую Нунцио детализированность и идеальный баланс деталей, света и тени. Она стала известна благодаря портретам своих современников, множеству натюрмортов и алтарным росписям в храмах Милана.
Феде никогда не была замужем, не имела детей и умерла во время эпидемии чумы в Италии, которая за три года унесла жизни около четверти населения страны. Имя Феде было забыто на несколько столетий — ее произведения исследовали лишь во второй половине XX века.
Клара Петерс (1594–1657)
Клара Петерс стала самой известной фламандской художницей своей эпохи. Вероятнее всего, в ее семье были деньги — об этом мы можем судить по ее натюрмортам с ценной посудой, дорогими сырами и выпечкой. Самые ранние картины художницы датируются 1607 и 1608 годом (ей тогда было 13 и 14 лет соответственно), и искусствоведы полагают, что учителем Петерс мог быть известный художник-натюрмортист из Антверпена Осиас Бирт.
Стиль Клары отличает скрупулезная прорисовка деталей и точная передача текстур предметов. И хотя имя Петерс сейчас не очень широко известно, она стояла у истоков голландского натюрморта.
Элизабетта Сирани (1638–1665)
Отец Элизабетты тоже писал картины. Но заниматься живописью двенадцатилетняя девочка начала под влиянием влиятельного историка искусств, хорошего знакомого ее семьи и впоследствии биографа художницы Карло Чезаре Мальвазиа, который с ее ранних лет всячески способствовал развитию карьеры Сирани.
К 1654 году, когда ей было 16 лет, ее отец окончательно отошел от занятий живописью из-за болезненных артроза и подагры. И тогда во главе его мастерской стали Элизабетта и ее сестры.
Сирани начала получала заказы от церквей Болоньи и знатных семей округи, давала частные уроки и руководила салоном по продаже живописи. Чтобы обеспечить свою семью, ей приходилось много работать. В возрасте 22 лет Элизабетта открыла школу живописи для женщин и в том же году стала членом Академии святого Луки в Риме.
Увы, из-за болезни желудка ей довелось дожить лишь до 27. Сегодня осталось около 200 ее живописных и графических работ.