Неизвестная Агния Барто: как детская поэтесса соединяла людей и сумела прожить 50 лет с мужем, ни разу не поссорившись
566
просмотров
Стихи самобытной русской поэтессы Агнии Барто знают далеко за пределами нашей страны. Но была в ее жизни и другая миссионерская сторона. Агния Львовна много лет вела малоизвестную деятельность по воссоединению близких людей, разлученных войной и разбросанных по миру. И, надо сказать, с ее легкой руки нашли друг друга тысячи семей. А еще Барто пыталась стать балериной, освоила токарное ремесло с самых азов и ни разу не поссорилась с мужем, с которым прожила полвека.

Барто-женщина

Барто-женщина Со вторым супругом Барто прожила в полном согласии полвека.

Первый раз Агния Львовна вышла замуж, едва ей исполнилось 18. Юный обаятельный поэт Павел Барто с англо-немецкими корнями сразу обаял талантливую девушку. К тому же у пары была общая страсть – поэзия. На этой почве молодые люди и сблизились с первой же встречи. Но, как выяснилось позже, ничего другое их совершенно не связывало. Да, они привели на свет общего сына Игоря, которого называли Гариком. Но наедине друг с другом новоиспеченным родителям становилось все тоскливее день ото дня. Развод стал лучшим выходом для обоих.

Агния Львовна погрузилась в творчество и воспитание сына, но судьбе было угодно иначе. Барто познакомилась с ученым Андреем Щегляевым. Этот талантливый и чуткий мужчина неспеша, терпеливо и основательно ухаживал за поэтессой. С виду это были две абсолютно разные личности – творческая и неземная Агния и обстоятельный Андрей. Но, видимо, сыграл закон о противоположностях, и вскоре они осчастливили друг друга на редкость гармоничным союзом двух поистине любящих сердец. Все близкие и друзья Барто утверждали, что почти за полвека прожитых вместе Агния и Андрей ни разу не ссорились. Оба много работали, каждый в своей сфере, часто выезжали в командировки. Но неизменно поддерживали друг друга в любом начинании. И оба заслужили известность. Муж Агнии не тешился в тени ее поэтической славы. Он сделал массу важных научных открытий в теплоэнергетике и стал членом-корреспондентом Академии наук.

Барто-балерина и Агния-токарь

Барто-балерина и Агния-токарь Барто за токарным станком.

Московский ветеринар Лев Волов, отец Агнии, тщательно следил за качеством образования девочки. В их доме привычно заливались канарейки, а семейными вечерами вслух читались стихи классиков. Глава семьи слыл опытным ценителем искусства, поэтому походы в театр были привычным досугом. Особенно - на балет. Агния поступила в балетное училище, желая исполнить волю отца. Правда, в свободное от занятий время зачитывалась Владимиром Маяковским и Анной Ахматовой, записывая в скромную тетрадь и свои первые творения.

Через какое-то время танцевальный коллектив Барто эмигрировал за границу, а девушка осталась в Москве. Лишь однажды, в 1938-м в своих стихах «В театре» поэтесса упомянула о балете в своей жизни. Ироничными строками Барто посмеялась над своей несостоявшейся балетной карьерой.

В разгар Великой Отечественной, в 1942 году, семья Агнии Львовны находилась в Свердловске в эвакуации. Наблюдая вокруг массивные оборонные предприятия Урала, поэтессу посетила идея сочинить серию рифмованных работ о героизме сотрудников этих промышленных заводов-гигантов. Писатель Павел Бажов подсказал Агнии Львовне, как можно максимально качественно выполнить задуманное. Он сделал Барто предложение лично пройти путь токаря от самого низа и до получения профессионального разряда. И женщина не отказалась. Поэтесса успешно воспользовалась советом, смело примерив на себя образ рабочего человека. И только после официального получения непростой профессии токаря, Агния Барто написала книгу стихов «Идёт ученик».

Соединительница судеб

Соединительница судеб Благодаря радиопрограмме Барто тысяча семей воссоединились.

Агния Львовна долгие годы вела малоизвестную, но очень важную и трудную работу. С окончанием войны страна пребывала в руинах. За военный период миллионы людей бежали от боевых действий и фашистских карателей. Близкие и члены семей, которым удалось выжить, попросту не могли найти друг друга. Работая над большой и, как потом выяснилось, одной из самых результативных поэм «Звенигород», увидевшей свет в 1947-м, Барто столкнулась с картиной трагедии общечеловеческого масштаба. Сотни тысяч детей всех возрастов потеряли родителей, братьев с сестрами, дедов и бабушек. В их новые послевоенные документы часто вписывались вымышленные имена.

По такому же принципу определялись даты и места рождения, если и не выдуманные, то записанные со слов приютивших детей-одиночек или подобравших их случайных прохожих. Нормативный милицейский розыск в таких случаях оказывался неэффективным. И Агния Львовна, не желавшая стоять в стороне, решила сыграть на детских воспоминаниях, на внимании к деталям и мелочам, сохранившихся в памяти. Несмотря на ушедшие военные годы и повзрослевших с довоенной поры детей, женщина верила, что есть детали, известные только их близким. Распространять полученную информацию решили посредством самого популярного и на тот момент доступного средства массовой информации — радио. И с 1965 года на радио «Маяк» стартовала программа «Найти человека». И пусть выпуски были не такими уж и частыми – 25 минут эфира раз в месяц из расчета на 13 судеб, после каждого по стране рассылались сотни писем. Одни вспоминали детей своих знакомых по описанию их особенностей и давали наводки, кто-то и вовсе сразу находил родителей. Шаг за шагом, месяц за месяцем выстраивались цепочка, исключались ложные следы и происходили чудеса.

За 2 года в эфире соединились две сотни семей, а в редакцию «Найти человека» и лично Агнии Барто пришло свыше 30 тысяч писем. Конечно, озвучить в прямом эфире все не представлялось возможным, но за кулисами обрабатывались колоссальные объемы информации. По мотивам радиопередачи вышла книга «Найти человека», опубликованная в 1968 году в журнале «Знамя». Передача просуществовала до 1974 года, оказав помощь в поисках родных 927 семьям. За 9 эфирных лет по радио прозвучало 1404 истории, из которых 927 закончились результатом. И это только официально подтвержденные цифры, помимо судеб, оставшихся за кадром.

Телепередачи, которые делали детство в СССР веселее.

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится