Фотографическое кадрирование, вид на город сверху, кафе и парки, скачки и паровозы: 12 признаков того, что перед вами импрессионистская картина
508
просмотров
Фотографическое кадрирование, вид на город сверху, кафе и парки, скачки и паровозы — рассказываем о том, как определить работу художника-импрессиониста.

1. Повседневность

Импрессионисты писали современную жизнь. Вслед за реалистами они ничего не выдумывали — их герои заняты простыми вещами: они идут за покупками, пьют чай, развешивают белье или читают. Ничего драматического, никаких сложных сюжетов и историй.

Камиль Писсарро. Дилижанс в Лувесьенне 1870 год
Берта Моризо. Женщина развешивает белье 1881 год
Макс Либерман. По дороге в школу в Эдаме 1904 год
Эдгар Дега. Гладильщицы 1884 год
Теодор Робинсон. Приданое новорожденного 1882 год

2. Вид на город сверху

На картинах импрессионистов мы смотрим на город сверху: люди на бульварах и площадях кажутся крошечными. Из-за искаженной перспективы такие пейзажи позволяют представить, что мы находимся в конкретном месте — например, стоим на балконе. Это похоже на фотосъемку.

Клод Моне. Бульвар Капуцинок 1873-1874 годы
Камиль Писсарро. Авеню Опера в Париже. Солнце, зимнее утро 1898 год
Гюстав Кайботт. Островок безопасности, бульвар Осман 1880 год
Чайлд Гассам. Юнион-сквер весной 1896 год
Константин Коровин. Париж утром 1906 год

3. Кафе, скачки, цирк, театр и другие развлечения

Жизнь современного города подразумевает походы в общественные места. Небольшие группы и толпы людей на полотнах импрессионистов сидят в кафешантанах, танцуют или наблюдают за состязаниями лошадей.

Пьер Огюст Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт 1876 годы
Макс Либерман. Биргартен в Мюнхене 1884 год
Эдгар Дега. Скаковые лошади перед трибунами 1866–1868 годы
Константин Коровин. Парижское кафе 1890 год
Эдгар Дега. В театре Около 1880–1881 годов

4. Прогулки на свежем воздухе

Компания у водоема, дамы на пикнике, дети в парке, пары в лодках — импрессионисты часто показывают новые виды буржуазного отдыха. Но только не Камиль Писсарро — он предпочитал писать крестьян и их труд.

Клод Моне. Прогулка близ Аржантёя 1873 год
Мари Бракмон. На террасе в Севре 1880 год
Берта Моризо. Летний день 1879 год
Уильям Меррит Чейз. Часы безделья 1894 год
Мэри Кассат. Красные маки Около 1880 года

5. Паровозы, железные дороги и вокзалы

Особенно эту тему любил Клод Моне, изобразивший поезда и вокзал Сен-Лазар множество раз. Пар, движение, суета, а также новые инженерные конструкции привлекали импрессионистов как часть динамичной современности.

Клод Моне. Вокзал Сен-Лазар в Париже, прибытие поезда 1877 год
Камиль Писсарро. Станция Лордшип Лэйн, Далвич 1871 год
Арман Гийомен. Акведук Аркёй на пересечении с железнодорожной линией Со 1874 год
Альфред Сислей. Подход к железнодорожной станции 1888 год
Гюстав Кайботт. Сена и железнодорожный мост в Аржантёй 1885 год

6. Мосты и пароходы

Больших лайнеров у импрессионистов мы не увидим — они писали баржи, маленькие пароходики и парусники, порты. Суда либо величественно плывут, либо буднично стоят у причала, но никогда не гибнут и не подвергаются опасности, как на картинах художников-романтиков.

Клод Моне. Большая набережная в Гавре 1874 год
Камиль Писсарро. Мост Буальдьё, заход солнца в туманную погоду 1896 год
Арман Гийомен. Сена в Берси Около 1868 года
Альфред Сислей. Под мостом в Хэмптон-Корт 1874 год
Чайлд Гассам. Бруклинский мост зимой 1904 год

7. Много воды

На импрессионистских пейзажах очень много воды: ручейки и реки, озера и моря, набережные и каналы. Вода изменчива, она бликует, отражает свет и постоянно меняет цвет. Именно это и нравится импрессионистам — ловить подвижное и нестабильное.

Клод Моне. Впечатление. Восход солнца 1873 год
Альфред Сислей. Наводнение в Пор-Марли 1872 год
Чайлд Гассам. Вид побережья, острова Шолс 1901 год
Огюст Ренуар. Лягушатник 1869 год
Теодор Робинсон. Подъемный мост, железная дорога Лонг Бранч 1894 год

8. Цветущий сад

Сад становится постоянным мотивом импрессионистов, потому что в нем много света и ярких цветов. Некоторые из художников сами увлекались садовод­ством — например, Клод Моне в Живерни (Нормандия).

Клод Моне. Сирень на солнце 1872 год
Фредерик Базиль. Маленький садовник Около 1866–67 годов
Огюст Ренуар. Сбор цветов 1875 год
Николай Мещерин. Цветущая вишня 1899 год

9. Естественный свет и яркое солнце

В мире импрессионистов часто стоит хорошая погода (хотя и не всегда — см. ниже). Они любят игру света в листве, яркие пятна, дробящие контуры предметов, а вот ночь изображают редко. Искусственный свет предпочитал лишь Эдгар Дега, его пространство — город, а не природа.

Клод Моне. Сорока 1869 год
Уиллард Меткалф. После полудня ранней весной, Центральный парк 1911 год
Фредерик Базиль. Мол в Эг-Морт 1867 год
Федерико Дзандоменеги. Площадь д’Анвер, Париж 1880 год
Уинфорд Дьюхерст. Французский пейзаж 1895 год
Огюст Ренуар. Обнажённая в солнечном свете Около 1875–76 годов

10. Туман, снег, дождь

Импрессионисты любили изображать короткие промежутки времени и меняющуюся погоду. Свет и цвет на их картинах меняются в зависимости от влажности и естественных «фильтров» — облаков, дождя, инея, тумана. Это позволяет передать изменчивость мира.

Клод Моне. Руанский собор в сумерках 1894 год
Клод Моне. Руанский собор в полдень 1894 год
Клод Моне. Мост Ватерлоо в Лондоне 1902 год
Арман Гийомен. Заходящее солнце в Иври 1873 год
Альфред Сислей. Ветреный день в Венё 1882 год
Константин Коровин. Улица во Флоренции в дождь 1888 год
Камиль Писсарро. Белый иней 1873 год

11. Асимметрия

На картинах импрессионистов фигуры персонажей сдвинуты от центра картины. Этот прием художники позаимствовали в японском искусстве, и главным специалистом тут был Дега. Такие сдвиги создают динамическое равновесие: фигуры уравновешены ничем не заполненным пространством.

Эдгар Дега. Ванна 1886 год
Клод Моне. Весельная лодка 1887 год
Мэри Кассат. Девочка в синем кресле 1878 год
Огюст Ренуар. Беседа в розовом саду 1876 год
Хелен МакНиколл. Солнечный сентябрь 1913 год

12. Фотографическое кадрирование

А еще фигуры персонажей часто обрезаны рамой. Этот прием применял в своих поздних работах уже «учитель импрессионистов» Эдуард Мане. Иногда такое кадрирование выглядит довольно радикально: линия может проходить по лицу героя или же от фигуры человека остается лишь рука. Это позволяет передать спонтанность композиции и эффект присутствия зрителя.

Эдуард Мане. В кафе 1878 год
Эдгар Дега. Певица с перчаткой 1878 год
Уильям Меррит Чейз. Заказ ланча на берегу моря 1884 год
Федерико Дзандоменеги. В кафе 1884 год
Эдгар Дега. Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми) 1876 год

Ваша реакция?


Мы думаем Вам понравится