Когда-то, на заре человеческой цивилизации, охотник, отпустив тетиву лука, вдруг услышал звук, приятный для слуха. Другой решил провести эксперимент: укрепил на луке не одну тетиву, а несколько, и услышал примитивную, но мелодию. А третий, праотец музыкантов и романтиков, смастерил первый, не очень эстетичный на вид, струнный музыкальный инструмент.
Проходили десятилетия, столетия, и вот в истории музыкальных инструментов появились первые арфы. Интересно, что такой или подобный инструмент люди изобретали независимо друг от друга на каждом континенте.
У многих народов бытовали и свои легенды по поводу появления этого замечательного инструмента. Одну из таких легенд записал в начале XIX века ирландский поэт-романтик, песенник, автор баллад Томас Мур:
Знаешь, арфа моя, что звенит под рукой,
В незабвенные дни была Девой Морской,
И вечерней порой, беспредельно нежна,
В молодого скитальца влюбилась она.Но, увы, не пленился певец, в свой черёд,
Тщетно плакала дева всю ночь напролёт,
И пришлось, чтоб терзанья се прекратить,
В сладкозвучную арфу ее превратить.Вот как сжалились древле над ней небеса;
Стали струнами арфы ее волоса,
Но ещё воздымалась блаженная грудь,
Чтобы чары любви в перезвоны вдохнуть.Так любовью и скорбью звенит под рукой
Арфа в образе дивном наяды морской:
Ты о ласках любви ей вещать повели
И о муках разлуки, когда я вдали!
Согласно кельтской мифологии, арфа появилась на землях кельтов благодаря богу Дагде. У этого бога была Золотая арфа. Играя на ней, он вызывал смену времён года.
Кроме того Дагда исполнял на Золотой арфе три священные мелодии. Первая мелодия заставляла слушателей испытывать грусть и умиление, вторая приносила успокоение и благодатный сон, третья дарила радость и надежду, веру в новую жизнь.
После смерти человека звуки этой арфы сопровождали его в потусторонний мир.
Ещё легенда… В незапамятные времена жила на Изумрудном острове (Ирландия) волшебная арфа. У неё было трое разных по характеру детей. Первый ребёнок — Голтрэй — с самого раннего детства был невезучим, и ему мать пела печальные песни. Другой ребёнок — задорный весельчак. Волшебная арфа исполняла для него жизнерадостные мелодии. Третий, Суантрей, был непоседливым, и мать, чтобы уложить малыша спать, пела ему колыбельные песни.
С тех пор дети арфы символизируют виды музыки, которые можно исполнять на арфе.
По внешнему виду арфа похожа на изящную треугольную рамку, на которой натянуты струны. Корпус изготавливается из металла, чаще из дерева и украшается резьбой, позолотой или прочим декором.
У современных арф имеется до 46 струн. Для удобства нахождения нужных струн ноты «до» в начале октавы окрашены в красный цвет, ноты «фа» — в чёрный или синий. Струны используются жильные (самые дорогие и дающие более глубокий и красивый звук), синтетические и металлические.
В XVIII веке для изменения высоты звука арфу снабдили педалями. В наши дни педальная арфа используется для исполнения классической музыки.
Вот как описывает роль арфы в оркестре Всеволод Рождественский:
В симфонической буре оркестра
Наступает порой тишина,
И тогда после страстного presto,
Чуть вздыхая, рокочет она.Длится звук, то далекий, то близкий,
И под плеск задремавших лагун
Лебединые руки арфистки
Бродят в роще серебряных струн…Затихая и вновь нарастая,
Покидая таинственный грот,
Белокрылая лунная стая
Проплывает в сиянии вод…Так сплетается струнная фраза,
Вспоминая о чем-то сквозь сон,
С переливчатой тканью рассказа
Из давно отшумевших времен.И, в свои забирая тенета,
Рассыпает сверкающий дождь
От тенистых дубов Вальтер Скотта
До славянских раскидистых рощ…
Арфу считали во все времена самым красивым и волшебным музыкальным инструментом. Её изящная рама напоминает крыло огромной сказочной бабочки, мягкий, завораживающий звук переносит слушателя в дивные невидимые миры.
Кажется, неземные звуки перекликаются с земной природой, навевая сказки и фантазии. Недаром волшебницы-феи, любящие музыку, непременно играли на арфах.
Арфу величают богиней струнных инструментов. В давние времена люди считали, что к струнам этого инструмента могли прикасаться лишь боги и жрецы. В Средние века — только монахи и богословы имели право играть на арфе, позднее их заменили аристократы.
Для арфы писали произведения такие композиторы, как Моцарт, Дебюсси, Бах, Глиэр, Гендель, Чайковский, Римский-Корсаков, и многие другие.
Арфа может имитировать звучание клавесина, гитары, лютни. Этот инструмент обязательно включают в состав симфонических оркестров, часто на ней исполняют сольные партии.
Кельтская арфа возникла, как считают специалисты, в VIII веке на Британских островах. Древние арфы были небольшого размера, при игре их ставили на колени или просто держали в руках.
Подлинных старинных мелодий для арфы не сохранилось. Как известно, играли на ней барды и фалиды, а они зачастую просто импровизировали. Сказания, саги и предсказания непременно озвучивались под аккомпанемент арфы.
Арфа была символом человеческой души, она могла выразить все ее эмоции. В древних легендах арфа была проводником в таинственные невидимые миры.
Играли на кельтской арфе по-особому: струны защипывались ногтями. Это способствовало извлечению особого, мягкого и глубокого звука. Но к концу XVIII века эта техника игры была утрачена.
В XVIII веке кельтская арфа стала более высокой, свыше одного метра, её называют высокоголовой. В Дублине хранятся несколько подлинных старинных арф, среди них арфа «Бриан Бору», XIV век.
Современные кельтские арфы, как правило, имеют 30 жильных струн и ручной механизм хроматической перестройки струн. Они создаются по типу высокоголовых арф. Такие арфы используют для исполнения старинной народной музыки.
С давних пор кельтская арфа изображалась на знамёнах, гербах, печатях Британии и Ирландии. В наши дни арфа присутствует на гербе Ирландии. Со времён Средневековья арфу изображают на ирландских монетах.
В наши дни в нетрадиционной медицине появилось новое направление музыкальной терапии — арфотерапия. Ещё Пифагор использовал арфу для лечения болезней. Современные учёные считают, что энергетические потоки, создаваемые при звучании арфы, способны нормализовать функционирование человеческого организма.
Один из известных современных музыкантов Элизбар (Эдуард Шухари), композитор, российский и венгерский музыкант-мультиинструменталист, создал в 1994 году ансамбль «Энн Сэннат», что в переводе с вымышленного языка эльфов (создатель этого языка — Толкин) означает «сказки, отображённые в песнях».
Кроме музыкальных выступлений, этот коллектив проводит сеансы арфотерапии.
Элизбар на выступлениях часто импровизирует, он говорит:
Я не играю композиции, я импровизирую, я рисую музыкальный портрет человека не красками, а звуками. Я чувствую отклик от человека. Я настраиваюсь на сердце человека, которое бьется в определенном ритме.
Свой метод работы с публикой Элизбар поясняет так:
Наше выступление — это всегда импровизация концертом.
Послушайте волшебные звуки арфы, и вы окунётесь в чарующий сказочный мир музыки, ваша душа наполнится добром и благодатью, вы зарядитесь живительной энергией природы.