В этой публикации мы познакомим вас с творчеством американского живописца Истмена Джонсона, одного из основателей Художественного музея Метрополитен, которого современники почтительно называли «американским Рембрандтом».
Истмен Джонсон - известный американский художник XIX века, выдающийся мастер бытового и портретного жанров, яркий представитель реализма в искусстве. На протяжении многих лет он был ведущим художником-жанристом Соединенных Штатов, одним из первых своего поколения, получивших основательное образование в Европе. На формирование его стиля огромное влияние оказало творчество голландских и фламандских мастеров живописи XVII столетия. Именно его глубокое восхищение и подражание художникам голландской школы снискали ему немалую славу и прозвище «американский Рембрандт». Лучшие работы мастера сегодня украшают экспозиции многих ведущих музеев США и частных коллекций.
Немного из 300-летней истории американского искусства
До начала колонизации на территории США процветало этническое творчество коренных жителей - американских индейцев. А с приходом на континент европейцев начался новый этап в развитии всех сфер бытия, в том числе и в искусстве. Первые из дошедших до нас произведений американской живописи относятся к концу 16-го началу 17-го века. Это были любительские зарисовки, участников исследовательских экспедиций, а также военных офицеров.
В эпоху же колонизации изобразительное искусство на континенте стали развивать уже европейские художники-самоучки, писавшие в основном портреты и пейзажи, подражая английской живописи. К слову, портретный жанр приносил неплохой доход, поэтому занимал ведущее положение в американской живописи очень длительное время. А вот профессиональные художники, получившие образование в Европе, появились за океаном лишь в конце XVIII века. В то время талантливые американцы ехали за художественным образованием в Дюссельдорф, Мюнхен и Париж. Получив фундаментальные знания, некоторые из них оставались в Европе и становились знаменитыми, остальные - возвращались на родину и своим творчеством творили историю искусства.
Но, уже вначале XIX века в США стали создаваться свои учебные заведения для обучения художественному мастерству, что позволило стремительно развить эту сферу. Так, в 1820 году здесь была создана школа реки Гудзон, где преобладало влияние романтической пейзажной живописи. А спустя три десятка лет в стране уже процветало академическое искусство, которое было весьма востребовано. Быстро обогатившиеся американцы приобретали картины своих соотечественников, а также европейских мастеров, привозивших на выставки в Америку свои работы. После Второй мировой войны в Нью-Йорк из Парижа переместился центр мирового искусства. Ныне изобразительное искусство в Соединённых Штатах охватывает огромный диапазон художественных стилей и занимает одну из лучших страниц в истории мировой культуры.
Хотелось бы отметить, что значительный вклад в изобразительное искусство США внесли и художники-эмигранты из России, среди которых был основатель «абстрактного сюрреализма» Аршил Горки, последователь абстрактного экспрессионизма - Марк Ротко, а также Давид Бурлюк, Николай Фешин, Сергей Судейкин, Сергей Голлербах и другие.
Немного из биографии художника
Джонатан Истмен Джонсон (Eastman Johnson) родился в 1824 году в Ловелле (штат Мэн) в семье чиновника Карригана Филиппа Джонсона и Марии Кимбэлл Чендлер. Он был восьмым ребенком в семье. Талант к рисованию у мальчика проявился с раннего возраста, и в 16 лет Джонатана определили в ученики в литографическую мастерскую Дж. Х. Баффорда, где юноша получил первоначальные художественные навыки. А спустя два года, 18-летний рисовальщик отправляется в 3-х летнее путешествие по Новой Англии и Вашингтону, за время которого Джонсон научился рисовать монохромные и цветные портреты, которые охотно покупали состоятельные друзья его отца, демонстрируя отменное мастерство в работе с мелом, карандашом и с углем.
Осев, наконец, в Бостоне, молодой художник-самоучка, имея незаурядный врожденный талант, некоторое время еще писал графические портреты, пока не пришло осознание, что нужно совершенствовать свое мастерство. А поскольку для этого нужны были знания, в 1849 году Истмен Джонсон, заручившись финансовой поддержкой родителей, отправляется в Европу, чтобы учиться в Дюссельдорфской Академии, специализирующейся на жанровой и пейзажной живописи. Во время своего двухлетнего пребывания в Германии Джонсон знакомится с художником Эмануэлем Лойце, и на некоторое время становится его учеником. Позже продолжает обучение в Гааге, также путешествует по Северной Европе, изучая голландских и фламандских мастеров, в частности Рембрандта и Ван Дейка. Свои европейские «университеты» Джонсон закончил в Париже, где в 1855 году учился у академического живописца Томас Кутюр. В том же году ему пришлось вернуться в США, в связи со смертью матери.
По приезду художник некоторое время жил в штате Висконсин в районе Великих озер у своей сестры Сары и рисовал местных жителей племени оджибве, общение с которыми изменило не только его мировоззрение, но и подход к живописи. Модели с удовольствием позировали художнику и очень радовались, когда в названия картин тот включал их имена. Но эти работы не пользовались спросом у консервативной местной публики, и художник испытывал материальные трудности. Все картины и эскизы, посвященные жизни племени оджибве оставались непроданными в течение всей жизни мастера. Зато теперь эти работы огромную ценность и находятся в Музее искусств университета штата Миннесоты.
Чтобы заработать деньги, Истмен вынужден был переключиться на произведения портретного жанра. И вскоре, поправив свое материальное положение, художник переехал в Нью-Йорк, где открыл собственную студию. Помимо портретов, он начал писать произведения бытового жанра, многие из которых были посвящены жизни чернокожих рабов. Именно эти работы принесли художнику широкую известность. Одна из них - «Жизнь рабов на юге»(1859), зарекомендовавшая себя как правдивое свидетельство жизни угнетенных людей в Америке. В 1860 году Истмен Джонсон был избран действительным членом Национальной академии дизайна.
Во время Гражданской войны (1861—1865 г.г.) художник целиком сосредоточился на проблемах расы в Соединенных Штатах. Переживания художника вылились в полотно «Дорога свободы - беглые рабы» - вторую его работу, привлекшую внимание к проблемам рабства и расовой дискриминации в Америке. Картина символична: мужчина и ребенок темнокожие, а женщина – имеет европейскую внешность. Она напряженно вглядывается вдаль, опасаясь погони. Истмен Джонсон в данном произведении показал, что в Америке есть и иной вид угнетения — общественные ограничения, которые не одобряют межрасовых отношений.
Стоит также отметить, что художественный акцент на афроамериканцах во время гражданской войны не был полностью новым, но на полотнах Истмена эта тема прозвучала по-новаторски. Большой жизненный опыт Джонсона, и события, захлестнувшие страну, максимально повлияли на сюжеты, к которым художник будет возвращаться всю свою творческую жизнь.
Так, за последующие 20 лет художник создал большое количество портретов и жанровых работ, посвященным как простым американцам, так и ведущим деятелям страны того времени. Очень актуальна была для художника и детская тема. Долго оставаясь холостяком, он в 55-летнем возрасте женился на Элизабет Бакли. В этом браке родилась единственная дочь Этель, которая была для отца не только отрадой, но и моделью для многих произведений.
Все годы художник постоянно принимал участие в выставках, вел активную общественную жизнь, а в апреле 1870 года стал одним из основателей знаменитого Метрополитен-Музея в Нью-Йорке, крупнейшего художественного музея в США и третьего по величине в мире после Лувра в Париже и Китайского национального музея в Пекине.
Вплоть до начала ХХ века признанный мэтр живописи продолжал активно работать в своей мастерской, а последних шесть лет писал очень мало. Умер Истмен Джонсон в 1906 году в возрасте 82 лет в окружении близких в Нью-Йорке, где и похоронен.
Подытоживая вышесказанное, хотелось бы отметить, что полотна американского художника Истмена Джонсона поражают не столько реализмом, достигнутым за счет форм, света, композиции, а скорее «бережным» отношением к образам картин. Он с одинаковым мастерством и теплотой изображал многих известных политических, общественных деятелей, людей высшего света, простых американцев, чернокожих рабов, индейцев племени оджибве; он также много писал деревенских мальчишек и девчонок, женщин и мужчин за тяжелой крестьянской работой. И в каждой его работе буквально чувствуется трепетное отношение к этим всем персонажам. А это дорогого стоит...
За 300-летнюю историю Америка дала миру огромное множество живописцев, работы которых вошли в мировую сокровищницу шедевров изобразительного искусства. Среди таких в первых рядах стоит имя Эндрю Уайета - художника ХХ столетия, избравшего тематикой своего творчества быт провинции и скудную на цвет природу американских прерий. Об этом удивительном мастере - наша публикация: История одного шедевра: Почему картина «Мир Кристины» Уайета стала культовой для американцев.