Эвелин де Морган
Эвелин де Морган считают последовательницей прерафаэлитов, но их стилистику она соединила с остросоциальной темой, что само по себе было новаторством, поскольку художники этого направления предпочитали евангельские сюжеты и средневековую романтику, ассоциируя себя с живописцами раннего Возрождения («до Рафаэля»). Де Морган создала более 15 работ, в которых призывала к миру.
Анита Уиллкок
В 1918 году американская художница Анита Уиллкокс в качестве реквизитора оказалась на фронте Первой мировой в составе театральной труппы, которая поднимала дух американских солдат. Домой Уиллкокс вернулась убежденной пацифисткой. В 1920–1930-е работала иллюстратором, создала свою знаменитую работу «Новая американская женщина» и написала книгу «Между работой и детьми», которую, впрочем, никто не хотел издавать. Начало Второй мировой вогнало Аниту в депрессию. По ее словам, она была буквально парализована. В конце 1940-х Уиллкокс активно рисовала плакаты для организации «Американцы за Организацию объединенных наций», надеясь, что создание ООН поможет установить мир во всем мире.
Кете Кольвиц
В начале Первой мировой оба сына Кольвиц ушли на войну добровольцами, и один из них погиб в первом же сражении в возрасте 18 лет. Убитая горем Кете на протяжении многих лет создавала мрачные гравюры, которые рассказывали о личной драме. Одну из своих последних работ, на которой изображена мать, укрывающая детей, Кольвиц подписала словами Гете: «Семена, предназначенные для посева, не должны быть перемолоты».
Франс Амлен
Вместе с мужем Франс Амлен была участницей французского Сопротивления. Их арестовали за то, что они укрывали в своем доме евреев. Мужа Франс отправили в Бухенвальд. Сама она, будучи беременной, попала в тюрьму, где сделала серию рисунков, посвященных быту женщин-заключенных.
Сири Декерт
Шведская художница Сири Декерт в 1910-х работала модным иллюстратором, как тяготела к кубизму и фовизму. В 1940-х увлеклась феминистскими идеями. Когда после Второй мировой Декерт начала получать заказы на оформление публичных пространств, в них стали появляться политические высказывания. Одной из самых новаторских работ стало оформление станции «Эстермальмсторг» стокгольмского метрополитена: Декерт вручную вырезала на бетоне рисунки и надписи (напоминающие граффити) феминистского и пацифистского содержания.
Марта Рослер
Годы войны во Вьетнаме совпали со второй волной феминизма, когда женщины стали активно заявлять о себе в том числе и в искусстве. В работах Марты Рослер, сделанных в это время, почти рекламные изображения счастливых американских домохозяек сопоставлены с кадрами, сделанными на передовой. Так художница призывала американцев не оставаться безразличными.
Нэнси Сперо
Нэнси Сперо создавала гуаши небольшого размера, противопоставляя свое искусство «серьезной» крупноформатной живописи. Рисунки с преобладанием нежных пастельных тонов на первый взгляд кажутся абстрактными, но, присмотревшись, на них можно разглядеть сцены насилия и разрушений. Самый частый мотив — вертолет.
Марина Абрамович
В 1997 году Марина Абрамович создала «Балканское барокко» — перформанс, посвященный жертвам гражданской войны в Югославии. В течение четырех дней по семь часов художница сидела на куче сырых коровьих костей, щеткой отмывала с них кровь и пела балканские песни. Но кровь не отмывалась, а вокруг стоял смрад от разлагающейся плоти.