1. Как выглядит Тибет? Это только высокие горы?
И да и нет. В Тибете действительно расположены Гималаи — самые высокие горы на планете. Их пик Джомолунгма имеет высоту 8848 метров. При этом в Тибете есть не только горы, но и плодородные долины, пустыни, реки и озера. Просто все это поднято на большую высоту: средняя высота Тибета — около 4000 м над уровнем моря. Поэтому географы и путешественники называли Тибет «вздутием Азиатского материка», «столовидной массой», «гигантским пьедесталом». И по той же причине многие думают, что Тибет — это только горы.
2. Что древнее — Тибет или Русь?
По легенде, китайская принцесса Вэньчэн принесла буддизм в Тибет.
Смотря что имеется в виду. Если взять за точку отсчета принятие мировой религии и формирование государственности, то Тибет древнее: буддизм здесь был принят еще в VII веке, тогда же возникла Тибетская империя. На Руси, напомним, государственность началась с призвания варягов в 862 году, а христианство было принято в 988-м. Китайские письменные памятники упоминают прототибетские племена, существовавшие еще до нашей эры. Руси в этом смысле повезло меньше — среди ее соседей не было таких любителей исторических записей, как китайцы.
3. Что такое Тибет: государство, религия или место?
Скорее место. Тибет — это географический район, состоящий из большого числа отдельных областей. В них живут народы, которые говорят на одном языке. Кроме того, у них общая религия, культура и история. Сегодня эти области относятся к разным административным районам и даже странам. Центральный Тибет образует Тибетский автономный район Китайской Народной Республики, северный регион Амдо частично входит в провинции Цинхай и Ганьсу КНР, восточный Кхам — в провинции Сычуань и Юньнань КНР, западные районы (Ладакх и другие) принадлежат Индии.
4. То есть Тибет — это часть Китая?
Сегодня Китаем часто называют КНР, но на самом деле это только часть Китайской Народной Республики. Исторически Китай — это государство, в котором в основном жили ханьцы. В эпоху Маньчжурской империи, установившей в Китае династию Цин, правившую с XVII по XX век, власть Пекина стала распространяться на соседние территории Восточного Туркестана, Монголии, Тибета. После революции 1949 года образовалось новое государство, КНР: части этих районов вошли в него на правах автономий. В 1951 году в Пекине было подписано соглашение о присоединении к КНР Тибета, и Народно-освободительная армия Китая заняла Лхасу. Так был образован Тибетский автономный район, который вошел в состав КНР. Другие области, населенные тибетскими народами, стали частью провинций КНР: Цинхай, Ганьсу, Сычуань, Юньнань. Однако многие тибетцы живут за пределами КНР — в Индии (в частности, в Сиккиме), Непале, Бутане.
5. Кто правит Тибетом?
Правительство КНР. Оно управляет всеми сторонами жизни — государственной, административной, политической, экономической, культурной и прочими. Однако также существует так называемое правительство Тибета в изгнании: оно образовалось в 1959 году, после бегства из Тибета четырнадцатого далай-ламы и последовавших за ним тибетцев. Цель этого правительства — освобождение Тибета. Одновременно оно занимается вопросами образования и культуры тибетцев, живущих в изгнании. Таких насчитывается около 150 тысяч человек.
6. Кто же живет в Тибете: китайцы или тибетцы?
Тибетцы. Но это не монолитный этнос, а разные локальные группы: амдосцы, кхамба, шерпы, ладакхи и другие. Сегодня на территории Тибета также живут китайцы (преимущественно чиновники и военные), уйгуры (торговцы) и монголы (буддийские монахи). Между собой они связаны чисто функционально: китаец начальствует, уйгур продает тыквы, а монгол молится. Межэтнические браки случаются довольно редко. Исследования языка, немногочисленные археологические раскопки, а главное, китайские письменные источники, появившиеся во II веке до нашей эры, показывают, что основу тибетского этноса составили так называемые цяны: они пришли с северо-востока и, смешавшись с различными группами индоиранского, тюрко-монгольского и австрало-азиатского происхождения, образовали тибетский этнос.
7. В Тибете говорят на тибетском?
Совершенно верно. Тибетский язык входит в тибето-бирманскую подсемью языков сино-тибетской семьи. Классический письменный язык появился в VII веке. При этом различные этнические группы, живущие на территории Тибета, говорят на разных диалектах и не всегда друг друга понимают. Например, амдосец из провинции Цинхай может не понять жителя Центрального Тибета. И наоборот.
8. В Тибете все буддисты?
Не все, но подавляющее большинство. Буддизм — настоящая национальная идея тибетцев и основа их самоидентификации. При этом он неоднороден и состоит из множества локальных традиций. В европейской литературе их часто называют сектами, но это не совсем правильно: понятие «секта» предполагает существование основного течения и какого-то числа ответвлений, тогда как тибетский буддизм и состоит из локальных школ — ньингма, кагью, гелуг и так далее. Школа гелуг возникла в XIV веке и стала невероятно популярна. Она реформировала церковную структуру, религиозные ритуалы, канон, одежду монахов и иерархов. Например, представители школы гелуг придумали высокие желтые шапки: поэтому школу сначала стали называть желтошапочной, а потом просто желтой. К ней принадлежат далай-лама и второй по значению крупный иерарх тибетской Церкви панчен-лама. Некоторые тибетцы исповедуют древнюю добуддийскую религию бон. Кроме того, в Тибете есть небольшое количество христиан.
9. Кстати, кто такой далай-лама?
Далай-лама ― духовный лидер тибетцев. Нынешнего, четырнадцатого далай-ламу зовут Тензин Гьяцо: он тибетец и родился на северо-востоке, в районе Амдо, в простой крестьянской семье. Буддисты верят, что, умирая, люди перерождаются в других людей или животных, но не помнят о своих прежних рождениях. А вот святые люди являются реинкарнациями божеств и великих святых прошлого: например, далай-ламы — реинкарнация бодхисаттвы Авалокитешвары. Когда умирает «живой бог», а именно так в европейской литературе называют буддийских святых, его сподвижники отправляются на поиски мальчика, в которого воплотился умерший. Набор магических (например, особые предзнаменования, сны иерархов) и телесных (например, форма ушей и ногтей) признаков указывает на того или иного младенца. В случае с четырнадцатым далай-ламой все указывало на мальчика из Амдо.
10. Монахи Шаолиня тоже из Тибета?
Монастырь Шаолинь расположен в Центральном Китае и никакого отношения к Тибету не имеет. Шаолинь и Тибет объединяет только буддизм: Шаолинь, который сначала был даосским монастырем, стал буддийским почти на век раньше, чем Тибет.
11. Слова «Свобода Тибету» немедленно вызывают скандал. Почему?
Вопрос о политической независимости крупного этноса, имевшего в прошлом опыт самостоятельности и собственную государственность, очень болезненный. После бегства в 1959 году нынешний далай-лама получил большую популярность и поддержку в странах Запада. Именно поэтому на Западе так распространена северная, тибетская ветвь буддизма, а не южная (например, тайская или бирманская). Это объясняет и то, почему вопрос о независимости Тибета часто звучит громче, чем вопрос о независимости курдов, уйгуров или кого-то еще.
12. Йогу придумали в Тибете?
Нет, йогические практики родом из Индии. Они пришли в Тибет вместе с буддизмом, как и многое другое: великие литературные памятники, письменность, индуистский пантеон божеств, мифы. Элементы йоги вошли в тантрические практики тибетских буддистов, использующих физические и психические упражнения для достижения высшего духовного состояния. Однако это совсем не магистральное направление буддизма в Тибете.
13. Есть ли в Тибете цивилизация?
Тибет стремительно меняется. Несколько десятков лет назад это была страна, где действительно жили как в Средневековье. В северных районах кочевали скотоводы, пасшие яков и баранов, как десять веков назад. Жители долины реки Цанпо выращивали просо и овощи, таская воду в деревянных ведрах. Богатые землевладельцы использовали труд батраков. Товары доставляли на караванах. Была распространена полигамия и полиандрия, то есть многомужество. Умерших расчленяли и отдавали на съедение хищным птицам. Когда в 1904 году англичане совершили военное вторжение в Тибет, им противостояли люди, вооруженные луками и стрелами, пращами и пиками, а также заклинаниями и магическими обрядами. Теперь в Лхасе пятизвездочные отели. В Тибете прекрасные дороги, до Лхасы можно доехать на поезде. Здесь есть электростанции, университеты, издательства. Конечно, в некоторых районах люди живут как в старину. Кроме того, все тибетцы по-прежнему верят в магию и очень религиозны. Впрочем, последнее характерно для многих народов, у которых вера и суеверия прекрасно уживаются с техническим прогрессом.